Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры в ХIV–ХVI вв.






На развитии культуры отразилось хозяйственное возрождение, формирование единого государства и великорусской народности, сложное взаимодействие традиций Киевской Руси; восточного и западного влияния.

Материальная культура

В сельском хозяйстве главное событие – это переход к трехполью. Возрождение ремесел, из новых видов появилось производство огнестрельного оружия. При Иване IV создан государственный Пушечный двор. В конце XVI в. Андрей Чохов отлил царь–пушку.

Развитие религиозных идей

Важнейшее явление этого времени – ереси: критика социального неравенства. Во второй половине ХVI –начале XV в. – " стригольники". При Иване III – " жидовствующие". В конце XV в. по примеру западной инквизиции даже сжигали на кострах. В середине XVI в. была ересь Феодосия Косого и Матвея Башкина. Федор Карцов – идеи организации государственной власти.

Грамотность и образование

С XIV в. дорогой пергамент начал заменяться бумагой. Распространение полуустава.

В начале 50–х гг. создана первая типография. В 1564 г. первая государственная типография под руководством Ивана Федорова выпустила первую книгу – " Апостол".

Литература

Фольклор. Помимо былин появляются новые произведения, например, " Сказание о граде Китеже".

Письменная литература XV в.

Летописи. XV в. – ряд крупных произведений: Общерусский летописный свод (Троицкая летопись), Хронограф Пахомия Лагофета (всемирная история, включая Русь).

Исторические повести о путешествиях и исторических событиях, особенно, " Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

Из собственно художественных произведений о Куликовской битве: " Сказание о Мамаевом побоище" и поэма " Задонщина". Распространение жанра религиозной литературы – " житий": о Дмитрии Донском и крупнейших церковных деятелях.

Особое развитие публицистики в XVI в.– полемика и " иосифлян" и нестяжателей" (их поддерживал приехавший из Италии писатель и философ Максим Грек).

Произведения, обосновывающие великую роль Московского государства и самодержавие: " Сказание о князьях владимирских" и доктрина монаха Филофея " Москва – третий Рим".

Середина XVI в. – публицистика Ивана Пересветова: обоснование самодержавия, основанного на справедливости и праве. Ермолай–Еразм: против угнетения крестьян. А.Курбский " История о великом князе Московском" – обличение Ивана IV.

Историческое „сочинение – " Степенная книга". Церковная литература: " Четьи–Минеи" (под руководством митрополита Макария собрание всей древнерусской литературы, стало основным кругом чтения русских людей). " Домострой" – сборник наставлений.

Архитектура

При Дмитрии Донском построены первые белокаменные стены Московского кремля. При Иване III возведены с помощью итальянских мастеров стены Кремля, сохранившиеся до сего дня – крупнейшая в мире крепость. Во второй половине XIV в. заложен главный московский собор – Успенский (достроил Аристотель Фиоравинти, соединение русских традиций с достижениями западного зодчества). Другие соборы Кремля – Благовещенский и Архангельский.

В конце XV в. – одно из первых каменных гражданских сооружений Кремля Грановитая палата (тронный зал царского дворца).

XVI в. – распространение " шатрового стиля". Особенно известна церковь в с. Коломенском. В центре Кремля – самое высокое сооружение Москвы колокольня Ивана Великого (достроена при Б.Годунове).

Середина XVI в. – Барма и Постник возводят храм Покрова Богоматери (собор Василия Блаженного) – вершина русского зодчества в этом веке.

Фортификационное строительство: в 30–х гг. XVI в. – Китай–город, в конце XVI в. – Федор Конь построил Белый город и кремль в Смоленске.

Живопись

Конец XIV – начало XV вв. – наивысший подъем церковной живописи (особенно, настенные росписи). Феофан Грек, Андрей Рублев. " Троица" А.Рублева: гармония, мир, живые люди. Вторая половина XV – начало XVI – продолжателем традиций А.Рублева является Дионисий.

 

Вторая половина XVI века оказалась неблагоприятной в развитии русской культуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал