Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Унитарное государство и основные тенденции его развития.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками. Наиболее распространенная форма политико-территориального устройства - унитарная. Это: Великобритания, Франция, Испания, Италия, Скандинавские государства (в Европе); Япония, Индонезия, Китай (в Азии); +после распада СССР - все республики СНГ, кроме РФ – унитарные. Признаки унитарного государства: 1)наличие единой конституции (она закрепляет суверенитет и территориально-административную организацию данного государства); 2)наличие единой правовой системы; 3)наличие единой системы органов государственной власти и управления; 4)наличие единого гражданства; 5)наличие единой судебной системы; 6)осуществление правосудия на основе единых норм. Унитарное государство может делиться по административно-территориальному признаку (провинции, департаменты, округа, кантоны), но органы управления данных единиц и их деятельность регулируется общегосударственными нормами. Эти государства характеризуются прямым подчинением местных региональных органов управления центральным. В историческом плане унитаризм явился сравнительно прогрессивной формой политико-территориального устройства с точки зрения создания сильной централизованной власти, объединения государства и т.п. Считается, что унитарное государство явилось противовесом феодальной раздробленности. Система административно-территориального деления унитарного государства. Единую модель для всех унитарных государств трудно определить. Но существуют двух-, трёх- и четырёхзвенные системы. - области, провинции – трёхзвенные (самые распространённые). - районы, округа, уезды – двухзвенная система. - общины, коммуны, волости – нижестоящие. - города в отдельных странах также выделяют в особую административно-территориальную единицу. Если территория государства делится на административно-территориальные единицы, то это простое унитарное государство. Но если в нём есть автономные образования – его именуют сложным унитарным государством. Ряд автономных образований в последнее время относят к регионалистским государствам (например, Испания и Италия, где существуют автономные образования, т.е. части территорий предоставлена автономная самостоятельность: Страна Басков, Каталония в Испании). Считается, что это переход от унитарного к федеративному государству. Китай: автономные образования, районы, округа, уезды, что связано с составом населения, что связано с регионализмом. Еще одна особенность унитарных государств: в централизованном унитарном государстве во все звенья территориального деления могут назначаться специальные государственные чиновники – представители правительства для управления данными звеньями. В децентрализованном унитарном государстве таких назначаемых правительством из центра представителей нет. Особенности: есть самостоятельная система выборов в органы данного регионального подразделения; границы территориальных подразделений не могут быть изменены самим подразделениями без согласия центра.
|