Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперативные единицы восприятия






Это понятие указывает на единицы разной емкости, которыми манипулирует восприятие. Независимо от размера единица сохраняет свою семантическую целостность, законченность и служит для симультанного узнавания объектов. Понятие перцептивной единицы близко к понятию перцептивный мир, но следует исходить из того, какова функция перцептивного мира в практическом действии. Мир, данный субъекту как перцептивное пространство-время — это множество предметов и промежутков между ними, характеристик движений и других знакомых деталей, обеспечивающих точные оценки направлений, размеров и расстояний, оценки скоростей движения и моментов совпадения событий. Чем более подробно описан мир, тем точнее эти оценки, тем точнее действия субъекта.

Понятие оперативная единица имеет и оперативный аспект. Это понятие подчеркивает гибкость, доступность для манипуляций и трансформаций того фрагмента, который выделен из воспринимаемого мира. Здесь подразумевается не только быстрая сменяемость единиц, переход от крупных единиц к мелким, и обратно. Выделением фрагмента воспринимаемого мира подчеркивается возможность его вспоминания и дальнейшего использования в процессах воображения, представления, мышления, которые могут проходить без опоры на предметы. Дополняя понятие перцептивного мира понятием оперативной единицы восприятия, можно связать восприятие с памятью и мышлением.

Для исследований оперативных единиц восприятия характерен подход, который можно условно обозначить как статический. Единица — это конструкт, который используется для объяснения результатов при установлении несоответствия структуры предъявленного и воспроизведенного материала. Такой подход не может быть эффективным при описании процессов протекающих при выполнении практической задачи. Единица восприятия и памяти может быть правильно понята только в ее изменениях и движении, в той функции, которую она выполняет в реальной жизни и практической деятельности.

Вопрос о содержании принимаемой, сохраняемой и используемой информации, о способах ее объединения и укрепления имеет важное значение для изучения труда.

В работе, проведенной вместе с Л.В. Слеповой, нами были рассмотрены невербальные функциональные единицы восприятия и оперативной памяти профессионала. Начиная работать с невербальным материалом, субъект формирует функциональные единицы так, что элементы и сама единица могут легко и быстро меняться: они могут стать нечеткими и неустойчивыми. По мере повторного использования идет постепенное упрочение единицы как целого за счет того, что субъекту удается найти для нее подходящий вербальный ярлык. Соответственно повышается устойчивость невербальных признаков: они остаются пригодными для использования в течение длительного срока. Некоторые признаки становятся основой для образования новой единицы. Тем самым функциональная единица приобретает сходство с оперативной единицей, основным признаком которой является устойчивая вербальная форма. В процессе применения функциональной единицы идет обработка ее содержания: совершенствуется образ и улучшается вербализуемость, что и приводит к улучшению результатов воспроизведения сложного материала. Динамические свойства функциональной единицы раскрываются в тех значениях, которые извлекает человек из знакового (буквенно-цифрового, вербально-образного) комплекса, отображающего объект. Использование знакового комплекса определяет формирование функциональной единицы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал