![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Банные листы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Ну вот мы и подобрались к одному из ежедневных и самых главных упражнений в плане достижения всех целей нашего проекта. Народ еще приходит в себя после «змеи», а я уже ставлю в середину круга стул, на который кладу коробочку с лежащими в ней зелеными и черными вырезанными из бумаги «банными листами». Все как-то успокаиваются и ожидают чего-то… Давно я заметил эту особенность и предлагаю ее взять на вооружение и вам, коллеги. Прежде чем словами начинать «перекраивать» психологическую атмосферу под какое-либо серьезное упражнение — начните это делать пространственно и организационно. Меняешь предметы в окружающей обстановке: что-то выдвинешь, что-то задвинешь, что-то вынесешь — и атмосфера ожидания чего-то необычного уже создана. Остается только «оправдать надежды»… Вот и сейчас — «клиенты» «созрели» и смотрят на меня: что будет дальше? Да, а дальше — действительно бы оправдать и свои, и их надежды… — Итак, господа, сейчас нам предстоит пройти одну из самых важных процедур «банного проекта», — начинаю я официально, чтобы придать торжественности и значительности предстоящему. — Вы помните, что главная цель нашего проекта — помочь каждому «очиститься» от разного рода «грязи», приставшей к нашим душам. Сейчас мы впервые и попытаемся это сделать. К каким местам в реальной бане пристают настоящие банные листы? К чистой и хорошо вымытой коже они пристать не могут. А вот если где-то осталась грязь, кожа осталась жирной или мы по недосмотру не смыли мыльную пену — вот за эти самые места банным листам и легче всего «зацепиться» и прилипнуть к ним. Согласны?.. Вопрос риторический, но мне важно получить «ментальную» поддержку перед объяснением самой процедуры. — Сейчас каждый из вас должен присмотреться ко всем сидящим в этом кругу и найти двух человек, «грязные места» которых вам лучше всего видны. Этим людям от вас и достанутся «банные листы». Но процедура на первых порах будет конфиденциальной — никто не узнает, кто ему присвоил тот или иной «банный лист». Нам сейчас важнее, чтобы каждый увидел свои недостатки и не сбивался на то, кто же их видит. Посмотрите, подумайте и запишите сначала в своих дневниках, а потом и на листочках, которые я вам раздам, — кому и за что вы хотите вручить «банные листы»… Предварительно я долго размышлял — по сколько же «банных листов» нужно давать для вручения во время каждой процедуры, — и в результате решил, что по два. Один — мало, многие «адресаты» окажутся без них и процедура не сработает на всех. Три — много, можно перегрузить процесс. Ставлю рядом с коробкой с «банными листами» стакан, в который все могут положить листочки с надписями — кому и за что. Стакан постепенно заполняется, а я завершаю объяснение дальнейших этапов: — Сейчас я буду доставать листочки, зачитывать имена получающих «банный лист» и причины, по которым они их получают. Когда я называю ваше имя, вы подходите к коробочке, берете из нее зеленый «банный лист», записываете на нем названный недостаток и кладете его в свой файл с тренинговым именем. Если вы получите пятый «банный лист» — такое может случиться уже на первой процедуре, — вы берете уже не зеленый, а черный «лист» и по окончании процедуры отправляетесь в «индивидуальный душ», чтобы «смыть» обнаруженную другими «грязь» — то бишь задуматься обо всех полученных «банных листах», обо всех недостатках, ими обозначенных. Задумались, как-то пришли в себя, записали свои мысли и чувства — и возвращаетесь обратно в круг. Такой уход в «индивидуальный душ» будет происходить с набором каждого пятого «банного листа» то есть и десятого, и пятнадцатого… Всем все понятно?.. У ребятушек даже нет вопросов. Я вижу, как их напрягла необычность того, что сейчас предстоит. Даю особые инструкции «скрытой камере», чтобы она успела зафиксировать всех получающих «банные листы». — Ну что, готовы? Тогда приступаем. Я достаю наугад первый листочек из стакана. — Смумрик… И пока Наташа-Смумрик идет за «банным листом»… — Слишком надоедливая… Наташа явно обескуражена, на ее лице отражается множество противоречивых эмоций — смятение и страх, но в то же время и интерес, и даже радость... Вроде того: я первая, меня видят, меня замечают… Я тем временем продолжаю: — Сластена... Самолюбивая… Сластена уже появилась на тренинге и с ходу включилась в его работу. И вот — впервые попадает «под огонь». — Алексий... Высокомерный… — Смумрик!.. — Я непроизвольно выделил интонацией, так как не ожидал такого быстрого «повтора». — Самолюбивая... Самопревозношение перед другими людьми… Да, некоторые недостатки обозначены не одним словом, а с пояснением. Я уже даже не помню, говорил ли я об этом в инструкции; или участники сами так расширили задание. Но не успела Наташа-Смумрик отойти, как я вновь вытаскиваю ее имя: — Смумрик... Гиперактивная… На лице Наташи уже нет улыбки. Скорее растерянность. Но я за нее не беспокоюсь. В психологическом плане она все выдержит. Она едва успевает записывать недостатки на «банные листы», и я вижу, как она косится на меня и стакан — вот-вот вновь назовут ее имя… — Катя... Самолюбивая… — Сэм... Чрезмерное самолюбие… Первый учительский «банный лист». Как он воспримет? Смотрю на Сашу-Сэма и понимаю, что он весь «в процессе» и ни о какой разнице в своем положении по сравнению с детьми не думает. Но по идее так и надо. — Валерия… Чрезмерная скромность… Вижу, как ей не по себе, как неуверенно она идет за «банным листом». Но ничего — держись, Лера, то ли еще будет... — Смумрик!.. Я выдержал паузу дольше обычного. Наташа уже успела записать прошлые недостатки на «банные листы» и сложить их в файл. Что сейчас на ее лице? Растерянности я уже не вижу. Интерес и какая-то хитринка... С чего бы это? — Эгоистичная… Кстати, какой это по счету? — Четвертый, — словно отвечая на мои мысли, говорит Наташа и идет обратно с оглядкой — не будет ли пятого. Но пока очередь других. — Бендер... Надо быть самим собой. Вот как! Удивительно — как иногда, пользуясь описанием, можно попасть в самую точку. И ведь действительно — одним словом этот недостаток не назовешь. — Сластена... Слишком эмоциональная… — Сластена... Самолюбие… Листики как будто договариваются между собой о том, на ком сконцентрироваться. Сейчас вот не дают Насте прийти в себя. Но, кажется, ее не сильно огорчили. — Спанч Боб... Слишком высокая самооценка… Ну что же — настала очередь Сережи. А то он, кажется, заскучал в ожидании хоть какого-то внимания к себе. — Катя... Придирчивая… И Катя явно довольна тем, что получает «банные листы». Можно «купаться» и в такого рода внимании окружающих. — Бендер... Очень агрессивный в некоторых ситуациях. Женя-Бендер с мужественным выражением лица идет за «банным листом». «Вот, еще дождался», — как бы чувствую я его мысли. — Алексий... Скромный… А первый «банный лист», кажется, был — «высокомерный». Одно другому не помеха?.. — Валерия... Скромная… Двойной удар. Первый, кажется, случай точного повтора «банного листа». Валерии явно не по себе, а я, в том числе и для того чтобы поддержать ее, говорю о том, что такое возможно — и даже хорошо, потому что значит, что недостаток виден не одному человеку, и значит — с ним в первую очередь нужно бороться. Говорю, а сам думаю о том, что скромность — возможно, не то, с чем в первую очередь нужно бороться. Да и вообще — недостаток ли это? В случае с Валерией — может быть. Эта «суперскромность» ей действительно мешает проявить себя, зажимает и сковывает… Пойдем дальше. — Алексий... Серьезный… У Леши это уже третий «лист». И все о разном. Интересно… И дальше я по-прежнему вытаскивал листики случайным образом: — Спанч Боб... Пытается всегда привлечь к себе внимание… — Спанч Боб... Баловной … — Спанч Боб... Эгоизм. В последнее время чуть лучше… Сережа даже попросил сделать паузу и еще раз продиктовать ему формулировки для «банных листов». Вижу, как при упоминании последнего кривится его лицо. Да, эгоизм — это его больное место. И даже странно, что он назван только один раз… — Наталья... Иногда безответственна… — Я? Что, правда?.. Вот уж не думала… — Наташа пытается прокомментировать, но я ее останавливаю, по возможности мягко: — Записывай и думай потихонечку. У нас еще будет возможность обсудить это… Я оглядываю круг ребят — есть ли еще «неназванные». Есть: Танюшка-Курлюшка, Настя-Сахарок, Алина-Абрикоска. И словно в продолжение моих мыслей: — Абрикоска... Слежка за учениками… Да, это кто-то глубоко копнул. Острая информация для учителя. Алина явно напряглась, и мне показалось, что она мимолетно оглядела круг — кто бы это мог написать?... Потом будем разбираться. — Сахарок... Недостаток культуры… — Я?! Да вы что? — театрально воскликнула она. Но я опять призываю к «порядку». — Спанч Боб... Гиперактивность… У кого-то этот недостаток уже был. У Смумрика, кажется. Вот два «партнера по несчастью». И у обоих по уже по четыре «банных листа». — Димчик... Эгоизм… Это первый для Димчика. И для него появилась информация к размышлению. — Спанч Боб!.. — Я понимаю, что нужно сделать паузу перед чтением информации для пятого «банного листа». — Распущенный… — Вот этот, да? — Сережа спрашивает о черных банных листах. На его лице улыбка, но дышит он так, как будто слегка захлебывается (эмоциями, видимо). И под внешней веселостью, пожалуй, не все так радостно. — Димчик... Легкомысленный и поверхностный… Тот еще предыдущий не успел записать. Даю ему эту возможность, слегка продлевая паузу. В стакане остаются всего два листочка. — Смумрик… Не избежала все-таки Наташа получения пятого «банного листа»… — Витает в облаках… Ну вроде как помягче слегка. Они с Сережей отправляются в «индивидуальные душевые кабинки» — на стулья, стоящие за занавесками по бокам от сцены. И последний «банный лист» — он оказался учительским. — Сэм... Самовлюбленность… И первый был о том же. Теперь можно перевести дух. Я сам настолько увлекся процессом, что с трудом соображаю, что делать дальше… Пусть все перечитают свои «банные листы», подумают над ними, запишут впечатления. Сделаем для этого перерывчик. Так что же в итоге первой процедуры вручения «банных листов»? Как она сработала? Надо все обмозговать, чтобы двинуться дальше. Во-первых, как себя чувствуют наши «пятикратные обладатели»? Как они «отмываются» в своих «индивидуальных душах»? Сережа — Спанч Боб: «1. Пытается привлечь внимание — это достоинство, так как у меня получается это сделать. 2. Гиперактивный — это не недостаток, это характер. 3. Самооценка завышена — это правда. 4. Эгоизм — это факт. 5. Распущенный — это не так, я бываю серьезным». То есть получается, что из пяти недостатков Спанч Боб признал только два — завышенную самооценку и эгоизм. Мне кажется что, пятый недостаток он не совсем понял. Не серьезность — альтернатива распущенности, а скромность и воспитанность. Во всяком случае, в нравственном плане. А может быть, Сережа не столько не смог понять, сколько не захотел этого сделать?.. Но уж за его психологическое состояние можно быть спокойным. Наташа-Смумрик: «Гиперактивность — я не считаю это недостатком. Если человек веселый и от него исходит жизненная сила, он деятелен. Это не плохо. Витает в облаках — мне это свойственно. Но когда необходимо, я спускаюсь. Для меня это метод отвлечься от постоянных проблем. К тому же я, кажется, влюбилась. Эгоистична и самолюбива — я осознаю эти свои недостатки. И я пришла в " школьную баню", чтобы от них избавиться. С этими недостатками я абсолютно согласна. Надоедливая — для меня это удивительно. Не думала, что я уже кому-то надоела. Меня это очень расстроило и, честно сказать, озадачило». Как и у Сережи, — «дифференцированный» подход к недостаткам, обозначенным «банными листами». Я читаю ее анализ и понимаю, что мне «не к чему придраться» — если бы это все написали мне, я бы рассуждал примерно в таком же ключе. А самая важная информация, которая во многом даст ключ к пониманию дальнейшего поведения Наташи-Смумрика, — замечание о влюбленности. От влюбленного человека трудно ожидать полной адекватности, поэтому степень самообладания Наташи и способность в таких условиях к самоанализу не может не удивлять. Оставим теперь наших «главных героев». Нам есть еще к кому присмотреться. Вот Леша-Алексий тоже набрал целых три «банных листа». И что он думает по этому поводу? «Скромный — очень мало. Серьезный — человеку нечего было делать, и он подобрал первого попавшегося человека и первую попавшуюся причину. Высокомерный — временами бывает в зависимости от заинтересованности в общении с определенным человеком или компанией. Факторы: — возраст; — несогласие с убеждениями; — неприязнь; — предубеждение насчет личности человека (ставлю диагноз и отношусь к нему как к человеку с этим диагнозом). Я согласен с тем, что мне написали. Стараюсь исправиться». Как — согласен? Фактически — только с одним недостатком, но, правда, действительно «разложил его по полочкам». И ведь не зря. С высокомерием Алексия еще придется иметь дело дальше, в том числе сегодня. А из единичных «банных листов» я хотел бы обратить внимание на реакции Натальи и Насти-Сахарка. В момент получения обе не согласились с ними, «возмутились» и попытались их опровергнуть. Как же они их осмыслили впоследствии? Наталья: «Мой " лист" — иногда безответственность. На самом деле это в какой-то степени правда. Бывает, что у меня проявляется это плохое качество, но это, скорее, неорганизованность. Я думаю, что люди неправильно заметили мой недостаток: безответственность и неорганизованность — разные вещи». Ну да — разные. Наташе тем труднее «принять» упрек в безответственности, что она очень много помогает нашим учителям информатики в разных компьютерных делах, а кроме этого еще и «по совместительству» является одним из школьных диджеев. Но в принципе я с ней согласен: Наташа — достаточно надежный человек в плане организации каких-либо дел, и уж если пообещает что-то — всегда постарается выполнить. А Сахарок? «Я получила один " лист" — " Некультурная" … Я, конечно, матюкаюсь, но я никогда не стараюсь выставить напоказ свои знания. Я просто несерьезная, иногда резкая — да. Я не ожидала именно этого обвинения. Кто же это мог быть?». А и вправду интересно — кто?.. Роюсь в дневниках и нахожу. Оказывается — Катя. Интересно-интересно... Я просто удивляюсь тому, что Катя указала именно на этот недостаток Сахарка. «Рыбак рыбака...»? Дело в том, что она у меня на уроке сидит на первой парте, и пару раз я слышал от нее такие фразы, что у меня невольно округлялись глаза… Но по сути Катя все-таки молодец, что так «подцепила» Сахарка. Полезен ей, ой как полезен этот взгляд со стороны, чтобы справиться со своей «манией величия». Ну ладно, скоро мы к Сахарку еще вернемся. А что учителя думают по поводу полученных «банных листов»? У Сэма их целых два, и оба на одну тему: «Самовлюбленный… Да, это так!!! Заметили то, что я показываю как одну из масок. Хорошо или плохо — не знаю. Так, как должно быть... Надеюсь, дальше будет глубже и шире». Интересно, «самовлюбленность» как маска... Думаю о том, насколько это присуще Сэму... Да, пожалуй. Нет в нем той «истинной» самовлюбленности, которая не может не отталкивать людей. Он их наоборот — притягивает. Алину-Абрикоску тоже явно «зацепили» «слежкой за учениками»: «Хотела бы узнать, в каком смысле " слежка"? Это наблюдение или что? Не замечала, что слежу. В общем, не поняла, в чем минус». Во-первых, надо разобраться, кто это написал. Оказалось — наш юркий Смумрик. Причем в ее предварительной записи, оставшейся в дневнике, все было предельно конкретно: «Абрикоска — своего рода контроль за мной (слежка)». Итак, мнительному, а может, сверхчувствительному Смумрику кажется, что Абрикоска следит за ней... Тут, похоже, замешано что-то личное. Но пока я еще об этом догадываюсь. Картина прояснится позже. А Юлия Павловна — Леля осталась без «банных листов». Ее это не порадовало: «Я " банных листов" не получила, но большой радости по этому поводу не испытываю. Это ведь тоже определенная социометрия: в каждом есть недостатки, а если о твоих не пишут, значит, к тебе равнодушны... Хотя, может быть, я ошибаюсь». Может быть, Леля и правда ошибается. Но пока хочу обратить ваше внимание, коллеги, на это желание получить «банные листы» от учеников. У вас бы появилось такое желание, окажись вы на месте кого-то из участников-учителей? Кстати, таких «безлистных» у нас оказалось четверо: Юля-Леля (единственная из учителей), Мурат-Мурик, Таня-Курлю и Тома. Поэтому после небольшого перерыва процедура с «банными листами» логично перетекла в следующую — «Потрите спинку…» © Дедушка А. Психологическая баня. Опыт проведения тренинга личностного роста с учениками и учителями одной школы — М.: Генезис, 2011. © Публикуется с любезного разрешения издательства
|