Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия






Понятие бюджетного процесса установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее БК РФ), в статье 6: бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к реальности расчёт доходов бюджетов;

- максимально точный расчёт расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

Этапы или стадии бюджетного процесса можно представить в виде схемы, где наглядно видна последовательность этапов и их взаимосвязь между собой (рис. 1.1.1.).

В разделе v БК РФ прописаны участники бюджетного процесса и их полномочия, участниками являются:

- Президент РФ;

- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно - распорядительные органы муниципального образования);

- Центральный банк РФ;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирова - ния дефицита бюджета; - получатели бюджетных средств. Определения отдельным участникам бюджетного процесса даны в ст.6 Бюджетного кодекса РФ

Бюджетные полномочия - это установленные БК РФ и, принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В качестве примера можно рассмотреть полномочия основных участников бюджетного процесса, к которым можно отнести органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчёты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные) органы муниципальных образований: обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и / или порядки предоставления трансфертов. А также обеспечивают исполнение бюджета (Приложение №1) и составление бюджетной отчётности, представляют отчёт об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом. В составе исполнительной власти финансовые органы составляют проект бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный), орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчётности. Отдельно установлены бюджетные полномочия Министерства финансов РФ, министра финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

С 2007 г. - для субъектов РФ и с 2008 г. - для муниципальных образований вступили в силу нормы БК РФ о временной финансовой администрации, это - федеральный орган исполнительной власти (исполнительной государственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платёжеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъекта РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и / или контролировать осуществление бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).

 

 

В33 ст 6 бкрф. администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

В34 Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

 

формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

 

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

 

2. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

 

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

 

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

 

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

 

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

 

в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

(абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

 

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

 

3. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.

 

4. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

 

В35 Статья 20. Классификация доходов бюджетов

 

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

 

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

 

2. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

(абзац введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 314-ФЗ)

 

3. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

 

4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

 

1) налоговые и неналоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

 

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

 

страховые взносы на обязательное социальное страхование;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

 

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и сборы;

 

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

абзацы девятнадцатый - двадцатый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

прочие неналоговые доходы;

 

2) безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

(абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

 

возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

 

В36 Открытие лицевых счетов участником бюджетного процесса федеральным органом

Открытие лицевых счетов осуществляется в соответствии с бюджетными полномочиями, указанными в сводном реестре ГРБС, РБС, ПБС. После этого необходим ряд документов, которые предоставляет клиент. Общими для всех лицевых счетов являются 2 документа:

1. Заявление на открытие лицевого счета

2. Карточка образцов подписей к лицевому счету

Их предоставляют в одном экземпляре. Дополнительно к ним для открытия лицевого счета ГРБС(РБС)(код 01), администратора доходов бюджета(код 04), администратора источников внутреннего(внешнего) финансирования дефицита бюджета(код 08, 09) требуется представить копии учредительных документов(копия д/б заверена). Для открытия лицевого счета администратора бюджета(код 04) требуется дополнительно представить правовой акт главного администратора доходов федерального бюджета, наделяющий участника бюджетного процесса полномочиями администратора доходов с указанием администрируемых им КБК.

Для открытия лицевого счета ПБС(код 03) к заявлению и к карточке дополнительно предоставляют:

1. Копию учредительного документа или копию положения Об обособленном подразделении

2. Копию документа о гос.регистрации

3. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе(для обособленного подразделения)

4. Ходатайство участника бюджетного процесса об открытии лицевого счета обособленному подразделению

На лицевом счете ПБС открывают несколько разделов. В них учитываются средства по направлению их использования. Для оформления на лицевом счете ПБС радела для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования, клиент дополнительно предоставляет копию договора аренды, в соответствии с которым арендная плата перечисляется в доход федерального бюджета.

Для оформления раздела для учета операций по принося щей доход деятельности дополнительно предоставляют разрешение на осуществление приносящей доход деятельности.

Для оформления раздела Для учета операций по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий клиент дополнительно предоставляет разрешение на осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Для открытия лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение ПБС(код 05) требуется дополнительно предоставить:

1. Копию учредительного документа или положения о подразделении судебных приставов

2. Копию свидетельства или уведомления о постановке на учет в налоговом органе

3. Ходатайство территориального органа федеральной службы судебных приставов об открытии подразделению судебных приставов лицевого счета

 

В37 Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

3. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

 

В38 Под бюджетной отчетностью понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении бюджетного учреждения, органа власти и (или) иного субъекта отчетности, которая составляется по установленным формам на основе данных бюджетного учета и иной информации.

В39 Единый состав бюджетной отчетности определен пунктом 3 статьи 264.1 БК РФ. В него включены:

· отчет об исполнении бюджета;

· баланс исполнения бюджета;

· отчет о финансовых результатах деятельности;

· отчет о движении денежных средств;

· пояснительная записка.

· Бюджетную отчетность подразделяют на годовую, квартальную и месячную.

· Годовая и квартальная отчетность включает в себя следующие формы:

· Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

· Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

· Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (ф. 0503150);

· Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);

· Пояснительная записка (ф. 0503160);

· Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

· Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

· Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122);

· Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126).

· Месячная отчетность состоит из следующих форм:

· Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);

· Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);

· Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126);

· Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

· Месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128);

· Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129).

· Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнительные специализированные формы отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, отражающие специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

· Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности и сроки ее представления получателями средств бюджета, распорядителями средств бюджета, главными распорядителями средств бюджета, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, представлен в приложении 2.

В40 ПОРЯДОК

составления бюджетной отчетности

Настоящий Порядок составления бюджетной отчетности (далее - Порядок) разработан во исполнение статей 154, 264.1, 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н).

Порядок распространяется на главных распорядителей средств городского бюджета, главных администраторов доходов городского бюджета.

1. Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями средств районного бюджета, главными администраторами доходов районного бюджета на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

2. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

3. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях, в порядке, установленном финансовым отделом администрации Тоцкого района в соответствии с единой методологией и стандартами бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением.

4. Финансовым отделом администрации Тоцкого района могут быть установлены дополнительные формы бюджетной отчетности для главных распорядителей средств районного бюджета, главных администраторов доходов районного бюджета.

5. Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя средств районного бюджета, главного администратора доходов районного бюджета.

Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

6. Бюджетная отчетность составляется:

- на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для главных распорядителей средств районного бюджета, главных администраторов доходов районного бюджета с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

-на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями средств районного бюджета главным распорядителями средств районного бюджета, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией №191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности;

- на основании показателей форм финансовой отчетности, представленных бюджетными и автономными учреждениями, созданными муниципальным образованием «Тоцкий район»;

– на основании показателей форм финансовой отчетности представленных Учредителями бюджетных и автономных учреждений.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

7. В случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, утвержденной настоящей Инструкцией, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период не представляется.

Если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, этот показатель отражается в отрицательном значении - со знаком «минус».

8. Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

9. Главные распорядители средств районного бюджета, главные администраторы доходов районного бюджета формируют годовую отчетность и представляют её в финансовый отдел администрации Тоцкого района в составе следующих форм:

- баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

- справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

- отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

- отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

- отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Пояснительная записка (ф. 0503160).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал