![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные системы
В узком смысле, следуя традиции, под информационными понимают системы, предназначенные для хранения информации в специальным образом организованной форме и обеспечивающие ее ввод и различные манипуляции с ней, включая поиск по некоторым признакам, подготовку сводок (отчетов) и т.д. Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари - все это информационные системы. В современной информатике рассматриваются такие информационные системы, которые используют для хранения и обработки информации компьютерную технику. Именно компьютеризация придала информационным системам их современный облик, на несколько порядков повысила эффективность и расширила сферу их применения. К информационным системам относят, в частности, • информационно-справочные и информационно-поисковые системы; • системы, обеспечивающие автоматизацию документооборота и учета, в том числе бухгалтерского; • автоматизированные системы управления; • экспертные системы; • системы автоматизации научных исследований и автоматизированного проектирования, геоинформационные системы. Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение информации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме. Важнейшими подсистемами информационных систем являются банки информации. Ведущее направление развития информационных систем - совершенствование их интеллектуальных функций, облегчающих работу с ними, а также их сопровождение и развитие. Такими интеллектуальными функциями являются: • интерфейс с информационной системой на естественном языке (речевой ввод и вывод информации, формирование запросов на естественном языке); • поддержка принятия решений, решения задач на основе информации, имеющейся в информационной системе. К информационным системам следует относить: · банки данных; · банки документов; · банки специализированной информации и т.п. Основа банка - база данных. Остановимся на классификации банков информации. Эта классификация может быть проведена с разных точек зрения. По назначению можно выделить следующие классы банков информации: · информационно-справочные системы (общего назначения и специализированные); · банки данных в автоматизированных системах управления (предприятий и организаций, технологическими процессами и т.д.); • банки данных в системах автоматизации научных исследований. Однако такая классификация является не вполне строгой и завершенной. По режиму функционирования можно рассматривать банки информации пакетного, диалогового и смешанного типов. В связи с широким распространением персональных компьютеров, локальных и глобальных сетей ЭВМ подавляющее распространение получили диалоговые системы. По архитектуре вычислительной среды различают централизованные и распределенные банки информации. К настоящему времени сложились следующие три основных типа банков информации: банки документов, банки данных и банки знаний. Исторически первым типом банков информации явились банки документов или документальные информационно-поисковые системы. Документальные информационно-поисковые системы бурно развивались в 60-е годы, они широко используются в качестве справочного инструмента пользователей научно-технической информацией, в информационном обслуживании управленческих работников, специалистов и др. В настоящее время интерес к этим системам возобновился в связи с развитием глобальных информационных сетей. Объектом хранения в таких системах является документ или факты, извлеченные из документов. Для обеспечения поиска и доступа к таким документам необходима их предварительная семантическая обработка – индексация. Индексация до настоящего времени является не автоматизированной процедурой и выполняется специалистами, индексирующими документы и запросы.
|