![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование конкуренции.
Государственное регулирование конкуренции выполняет две главные задачи: недопущение монополизации рынка и устранение недобросовестной конкуренции. Практика государственного регулирования конкуренции осуществляется путем административного (законодательного) регулирования и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Сегодня можно говорить о существовании двух типов антимонопольного законодательства – американского и западноевропейского. Американский тип законодательства является наиболее бескомпромиссным и отвергает практически любую практику монополистического сговора или союза. Западноевропейский – является более либеральным. Во многих странах применяются также специальные законы, направленные на противодействие недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в торговле и производстве. В соответствии с российским законодательством к методам недобросовестной конкуренции относятся: - самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования или маркировки товаров, а также самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других предприятий; - распространение ложных сведений или представление точных сведений в извращенном свете, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; - оказание влияния на решение конкурента с целью приобретения преимущества над ним; - приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия, а также самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; - введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа и места изготовления товаров; - обман потребителей и заказчиков. - К методам монополистической практики предприятий относятся: - навязывание партнерам дискриминационных условий договоров; - изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита; - предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; - навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; - предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами; - совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух и более предприятиях, производящих и продающих аналогичные товары. Нормативно-законодательная база, регулирующая конкурентные отношения в России, включает в себя Закон РФ от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред Законов РФ от 24 06 1992 №3119-1, от 15 07 1992 №3310-1, Федеральных законов от 25 05 1995М83-ФЗ, от 06 05 1998№70-ФЗ, от 02 01 2000 №3-ФЗ, от 30 12 2001 №196-ФЗ), а также Закон РФ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Естественные монополии в этом Законе определяют как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на соответствующем рынке эффективнее в отсутствии конкуренции. Сферой деятельности субъектов естественных монополий являются: энергоресурсное обеспечение (нефтегазопроводы, услуги по передаче электро - и теплоэнергии); услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; общесоюзной почтовой связи и т.п. Характеристика доминирующего положения предприятия на российском рынке приведена в таблице 13.2. Таблица 13.2.
|