Конкуренция
1. К характеристикам рынка совершенной конкуренции не относят …
|
| дифференциацию продукции
|
|
| отсутствие рыночной власти у продавцов
|
|
| стандартизацию продукции
|
|
| большое количество продавцов и покупателей
|
Решение: Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где действует большое число небольших по размеру фирм, которые не способны оказывать влияние на рыночную цену. Определяющими характеристиками рынка совершенной конкуренции являются: 1) большое количество продавцов и покупателей; 2) стандартизация продукции, предполагающая абсолютную взаимозаменяемость продукции разных фирм; 3) свободный вход в отрасль и выход из нее; 4) отсутствие рыночной власти у продавцов; 5) прозрачность рынка, так как отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах.
2. Больше всего условиям олигополии соответствует рынок …
|
| сотовой связи
|
|
| пшеницы
|
|
| парикмахерских услуг
|
|
| хозяйственных товаров
|
Решение: Услуги сотовой связи представляют дифференцированный продукт, поскольку отличаются по виду, качеству, марке, комплектации; рынок сотовой связи представлен несколькими крупными операторами, поэтому его относят к олигопольному рынку с дифференцированным продуктом.
3. Русская печь, микроволновая печь, газовая плита находятся между собой в ________ конкуренции.
|
| функциональной
|
|
| неценовой
|
|
| видовой
|
|
| продуктовой
|
Решение: Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами. В нашем примере одну и ту же потребность – приготовление пищи – можно удовлетворить товарами, имеющими различное функциональное устройство.
4. Предложение покупателю практически одинаковых товаров, различающихся только качественным составом, является примером _________ конкуренции.
|
| внутриотраслевой
|
|
| ценовой
|
|
| недобросовестной
|
|
| межотраслевой
|
Решение: По признаку «принадлежность конкурентов к одной отрасли» различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. В данном случае товары конкурируют друг с другом на одном отраслевом рынке, поэтому это пример внутриотраслевой конкуренции.
5. Уникальный продукт (отсутствие заменителей) характерен для …
|
| монополии
|
|
| монополистической конкуренции
|
|
| олигополии
|
|
| совершенной конкуренции
|
Решение: Монополия – тип рыночной структуры, в которой на рынке представлен единственный продавец, предоставляющий уникальный продукт, не имеющий товарных заменителей. К другим характерным особенностям монополии относят: наличие множества мелких покупателей, запретительно высокие барьеры входа в отрасль и отсутствие стратегического поведения.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории, Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А. В. Сидорович; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Дело и сервис, 2007. – С. 200.
6. Производитель стирального порошка, улучшающий экологические характеристики производимой продукции в сравнении с аналогичными продуктами других фирм, использует _______ метод конкурентной борьбы.
|
| неценовой
|
|
| ценовой
|
|
| недобросовестный
|
|
| межотраслевой
|
Решение: Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: 1) ценовые; 2) неценовые. Суть неценовых методов заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, предпродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется: 1) высокому качеству товаров (услуг); 2) надежности товаров, их безопасности; 3) экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров); 4) удобству в эксплуатации и обслуживании; 5) большему гарантийному сроку использования товаров; 6) лучшим экологическим характеристикам; 7) высокому качеству предпродажного и послепродажного обслуживания; 8) условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании); 9) условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар; 10) скорости выполнения заказов клиентов при неизменных ценах.
7. Примером неценовой конкуренции является …
|
| продажа фена для укладки волос с новой функцией ионизации воздуха
|
|
| продажа упаковки шампуня большего объема по прежней цене
|
|
| введение системы накопительных скидок в магазине косметики
|
|
| предоставление скидки при покупке значительного объема стройматериалов
|
Решение: Неценовая конкуренция может осуществляться по двум направлениям: 1) по продукту – путем совершенствования качества продукта; 2) по условиям продаж – путем совершенствования сбыта. Продажа фена для укладки волос с новой функцией является примером неценовой конкуренции по продукту, все остальные примеры относятся к ценовой конкуренции.
8. Абсолютно свободный вход на рынок характерен для рынка …
| | | совершенной конкуренции
|
| | | монопольного
|
| | | олигопольного
|
| | | монополистической конкуренции
|
Решение: Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют старожилы данной отрасли. На монопольный рынок вход заблокирован, для входа на рынок олигополии и монополистической конкуренции имеют ряд барьеров. Отсутствие рыночных барьеров входа является отличительной чертой совершенной конкуренции.
9. Автомобили Лада Priora, Лада Kalina, Лада 4х4, Лада Samara находятся между собой в _______ конкуренции.
| | | видовой
|
| | | функциональной
|
| | | ценовой
|
| | | неценовой
|
Решение: Видовая конкуренция – соперничество между разновидностями товара, которые, как правило, удовлетворяют одну и ту же потребность и различаются между собой лишь техническими параметрами (например, автомобили, велосипеды, мотоциклы).
10. Больше всего условиям монополистической конкуренции соответствует отрасль …
| | | легкой промышленности
|
| | | военного машиностроения
|
| | | сельского хозяйства
|
| | | коммунального хозяйства
|
Решение: Продукция легкой промышленности является дифференцированным продуктом; отрасль легкой промышленности представлена множеством производителей, каждый из которых обладает незначительной долей рынка, поэтому данную отрасль относят к рынку монополистической конкуренции.
11. Фирмы-производители вседорожников как класса автомобилей, привлекающие новых клиентов за счет усовершенствования систем безопасности, осуществляют _______ конкуренцию.
| | | внутриотраслевую неценовую
|
| | | внутриотраслевую ценовую
|
| | | межотраслевую ценовую
|
| | | межотраслевую неценовую
|
Решение: Обращая внимание клиента на улучшенные свойства своего товара, фирма-производитель осуществляет неценовую конкуренцию, соперничая при этом за покупателя с представителями своей же отрасли, то есть другими производителями автомобилей-вседорожников. Следовательно, в задании идет речь о внутриотраслевой неценовой конкуренции.
12. Примером межотраслевой конкуренции является конкуренция на рынке …
| | | водителей между строительными и транспортными предприятиями
|
| | | продуктов питания между кондитерскими фабриками и мясокомбинатами
|
| | | транспортных услуг между троллейбусным парком и таксопарком
|
| | | преподавателей между ссузами и вузами
|
Решение: Межотраслевая конкуренция предполагает соперничество на рынке за ресурсы. Из всех приведенных вариантов только водители и преподаватели подходят под это определение, являясь носителями такого ресурса, как труд. Однако в случае с преподавателями соперничество идет в рамках одной отрасли, предоставляющей образовательные услуги, тогда как строительные и транспортные компании относятся к различным отраслям. Следовательно, правильным ответом будет являться вариант «водителей между строительными и транспортными предприятиями».
13. Снижение цен на железнодорожные пассажирские перевозки при сохранении стоимости авиабилетов на прежнем уровне и прочих равных условиях является примером ______ конкуренции.
| | | внутриотраслевой ценовой
|
| | | внутриотраслевой неценовой
|
| | | межотраслевой ценовой
|
| | | межотраслевой неценовой
|
Решение: И железные дороги, и авиакомпании принадлежат к одной отрасли – транспорту. Следовательно, речь в задании идет о внутриотраслевой конкуренции. А поскольку железная дорога снижает стоимость билетов, то есть использует более низкую цену как главное преимущество в конкурентной борьбе, то конкуренция будет ценовой. Таким образом, правильным ответом является «внутриотраслевая ценовая».
14. Функционирование в городе единственной сети канализации является примером …
|
|
| естественной монополии
|
|
|
| закрытой монополии
|
|
|
| совершенной конкуренции
|
|
|
| олигополии
|
Решение: Если рынок представлен одной фирмой-производителем, то он является монопольным. В зависимости от степени устойчивости монопольного положения фирмы выделяют несколько типов монополий: 1) естественная – возникает в случае действия значительного положительного эффекта масштаба или малого размера отраслевого рынка, поскольку наименьшие средние издержки производства достигаются при удовлетворении рыночного спроса одной фирмой (коммунальное хозяйство, энергетические сети, сети железных дорог и т.п.); 2) открытая (временная) – возникает в результате авторских достижений фирмы (новый продукт, новая технология производства или технология маркетинга); 3) закрытая – возникает в результате законодательного закрепления исключительного права на осуществление определенного вида деятельности (санитарная, метеорологическая службы, почта и т.п.). Технически невозможно (ну или крайне нерационально) создание в городе двух канализационных сетей, поэтому данный пример относится к естественной монополии.
15. Реклама новой услуги сотовой связи по предоставлению доступа к сети Internet, основанная на указании стоимости, является примером ______ конкуренции.
|
|
| внутриотраслевой ценовой
|
|
|
| внутриотраслевой неценовой
|
|
|
| межотраслевой ценовой
|
|
|
| межотраслевой неценовой
|
Решение: Если фирма в представлении своего продукта на рынке делает акцент на его стоимости, то следует говорить о ценовой конкуренции, поскольку потенциальный потребитель, принимая решение о покупке, невольно будет сравнивать цены двух похожих товаров. Кроме того, реклама является средством внутриотраслевой конкурентной борьбы. Следовательно, правильным ответом в данном случае будет являться «внутриотраслевая ценовая конкуренция».
16. Производитель стирального порошка, улучшающий экологические характеристики производимой продукции в сравнении с аналогичными продуктами других фирм, использует _______ метод конкурентной борьбы.
|
|
| неценовой
|
|
|
| ценовой
|
|
|
| недобросовестный
|
|
|
| межотраслевой
|
Решение: Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: 1) ценовые; 2) неценовые. Суть неценовых методов заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, предпродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется: 1) высокому качеству товаров (услуг); 2) надежности товаров, их безопасности; 3) экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров); 4) удобству в эксплуатации и обслуживании; 5) большему гарантийному сроку использования товаров; 6) лучшим экологическим характеристикам; 7) высокому качеству предпродажного и послепродажного обслуживания; 8) условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании); 9) условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар; 10) скорости выполнения заказов клиентов при неизменных ценах.
17. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: Тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет …
|
|
| 0, 5385
|
|
|
| 1, 1667
|
|
|
| 0, 0833
|
|
|
|
|
Решение: Чаще всего для характеристики степени рыночной власти используется коэффициент Лернера, определяемый как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства и цены фирмы: , где P – цена единицы продукции, MC – предельные издержки. Он изменяется от нуля для совершенной конкуренции до единицы для монополии. В этом случае оптимальный объем производства (Q) для фирмы составляет 35 тыс. шт., поскольку предельный доход (MR) и предельные издержки (MC) становятся равными (60 ден. ед.) при данном Q. Этот объем продукции будет продаваться по цене 130 ден. ед. Таким образом, коэффициент Лернера равен: .
19. Функционирование в городе единственной сети канализации является примером …
|
|
| естественной монополии
|
|
|
| закрытой монополии
|
|
|
| совершенной конкуренции
|
|
|
| олигополии
|
Решение: Если рынок представлен одной фирмой-производителем, то он является монопольным. В зависимости от степени устойчивости монопольного положения фирмы выделяют несколько типов монополий: 1) естественная – возникает в случае действия значительного положительного эффекта масштаба или малого размера отраслевого рынка, поскольку наименьшие средние издержки производства достигаются при удовлетворении рыночного спроса одной фирмой (коммунальное хозяйство, энергетические сети, сети железных дорог и т.п.); 2) открытая (временная) – возникает в результате авторских достижений фирмы (новый продукт, новая технология производства или технология маркетинга); 3) закрытая – возникает в результате законодательного закрепления исключительного права на осуществление определенного вида деятельности (санитарная, метеорологическая службы, почта и т.п.). Технически невозможно (ну или крайне нерационально) создание в городе двух канализационных сетей, поэтому данный пример относится к естественной монополии.
20. Соперничество на рынках драгоценных металлов между ювелирными предприятиями и предприятиями электронного приборостроения является примером ______ конкуренции.
| | | межотраслевой
|
| | | внутриотраслевой
|
| | | ценовой
|
| | | неценовой
|
Решение: Поскольку соперничество происходит на рынке драгоценных металлов, являющихся ресурсом и для электронного приборостроения, и для ювелирных предприятий, то речь идет о межотраслевой конкуренции, как раз и означающей борьбу за ресурсы, в отличие от внутриотраслевой конкуренции, где соперничество идет за прибыль и «место на рынке».
21. Примером применения ценового метода конкуренции является …
| | | предоставление рассрочки по оплате товара
|
| | | повышение надежности, безопасности товара
|
| | | бесплатное обучение работы на проданном оборудовании
|
| | | копирование фирменного стиля другой компании в дизайне упаковки
|
Решение: Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: 1) ценовой; 2) неценовой. Ценовой метод конкурентной борьбы означает управление ценами на продукцию, а неценовой осуществляется посредством совершенствования качества продукции, ее сбыта и прочих неценовых характеристик. Предоставление продавцом рассрочки по оплате товара делает более привлекательными ценовые условия сделки, поэтому относится к примерам применения ценового метода конкурентной борьбы.
<== предыдущая лекция |
| |
следующая лекция ==> |
| | | Камни почек |
| Поделиться с друзьями:
|
|