Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины и условия возникновения рынкаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Рынок и конкуренция В результате разделения труда у людей возникла потребность обмена товарами, произведенными своим трудом. Обмен – форма экономических связей между производителями. Непрерывный процесс отмена продуктами труда является рынком в его простейшем определении. На уровне обывателя рынок – место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки (базар, ярмарки, кирмаши, аукцион, биржа). В этом смысле рынок можно рассматривать как форму товарно-экономических отношений Рынок не является результатом чьей-либо мудрости, творения отдельной личности или государства. Он возникает объективно благодаря развитию разделения труда (ОРТ) и обмену продуктами труда. Рынок предполагает наличие двух субъектов.
продавцов участники рыночных сделок покупателей
Субъектами рынка являются: домашнее хоз-во, предприятия (фирмы), гос-во, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения. Объекты рынка (рыночных отношений) – все то, по поводу чего возникает отношение купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок, а так же факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы. Условия возникновения рынка: · свобода предпринимательского и потребительского выбора (производители сами решают какие товары, когда и в каком количестве производить и по каким ценам продавать) · отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции · беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов Никто и ничто не должны сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Перелив ресурсов свободной рыночной экономики происходит благодаря развитой системе горизонтальных связей (банки, биржа, оптовые предприятия), которая служит каналами перераспределения ресурсов. · полная информированность его участников о состоянии рынка (свободный доступ к информации) · личный интерес
виды рынков и их классификация: По экономическому назначению рыночных объектов: · товарный рынок ü потребительский рынок Ø рынок продовольственных и непродовольственных товаров Ø рынок жилья Ø рынок зданий непроизводственного назначения ü рынок средств производства Ø рынок производственных зданий Ø рынок орудий труда Ø рынок сырья Ø рынок материалов Ø рынок полезных ископаемых
· рынок информации ü рынок инноваций ü рынок информационного продукта (справка, реклама, размножение информации, консультирование, оповещение) · финансовый рынок ü рынок капитала (инвестиционный) (предполагает вложение капитала как в производственную так и непроизводственную сферу) ü кредитный рынок (рынок заемного капитала) ü рынок ценных бумаг (облигации) (на данном рынке продаются акции облигации, казначейские обязательства, сертификаты и векселя) ü валютно-денежный рынок (осуществляет купле-продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам) · ранок труда – рынок купле-продажи рабочей силы, выступающий как товар
по территориальному признаку (в зависимости от зоны охвата рыночного пространства) ü местный (локальный) рынок ü национальный (внутренний) ü мировой (внешний) ü региональный (в зависимости от национального)
По механизму функционирования: Ø свободные Ø монополизированные Ø регулируемые
по степени насыщенности: · равновесный (объемы спроса и предложения совпадают) · дефицитный (спрос превышает предложение) · избыточный (предложение превышает спрос)
По организации рыночного обмена: § оптовые § розничные § экспортные § импортные (ввоз)
По форме собственности: ü частный ü кооперативный ü государственный
По степени соблюдения законности: 1. легальный (официальный, законный) 2. нелегальный («серый», «черный» рынок) – подпольная торговля, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порно). Теневой рынок – торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсутствии лицензии, патентов, при неуплате или неполной уплате сборов налогов, пошлин.
Функции рынка: Ø регулирующая (рынок воздействует на темпы, пропорции и обновления производства) Ø стимулирующая (посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику, снижать издержки производства, повышать качество выполняемой продукцмм, расширять ассортимент товаров и услуг) Ø ценообразующая Ø распределительная (величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке) Ø информационная Ø посредническая (экономически обусловленные производители в условиях ОРТ должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда) Ø санирующая (рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их сначала предупреждает состоянием цен и уровнем издержек, а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субектов и активно поощряет развитие эффективных производств Ø дифференцирующая (рынок усиливает значительные расслоения в обществе) Ø гарантирующая общественную оценку результатов труда (если товар продан, значит произошло его общественное признание, если купле-продажа не состоялась – общество не нуждается в товаре Ø воспитательная (рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия на рынке)
|