Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа дисциплины

Настоящая дисциплина базируется на знании таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Экономика промышленного предприятия», «Бухгалтерский учет». Знания, полученные при изучении данного предмета, используются при изучении дисциплин «Аудит», «Учет и анализ на несостоятельных предприятиях», «Финансы».

На изучение дисциплины студенту-заочнику отводится 74 часа. Предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Вид итогового контроля – зачет.

 

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ «ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ»

 

Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и в международной практике. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования к ней. Порядок составления бухгалтерских отчетов.

Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его показателей. Содержание отчета о прибылях и убытках, о движении денежных средств и капитала и пояснительной записки к годовому отчету. Порядок предоставления бухгалтерской отчетности. Публикация бухгалтерской отчетности.

Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности. Интернационализация систем учета и отчетности различных стран. Специализированная отчетность - налоговая, статистическая и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080503 – «Антикризисное управление».

 

Тема 1. Концепции бухгалтерской отчетности в России и международной практике

Понятие отчетности, ее виды и назначение. Финансовая отчетность как информационный продукт. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности. Законодательные основы бухгалтерской отчетности. Правила составления и представления бухгалтерской отчетности (процедурные требования). Качественные характеристики бухгалтерской отчетности. Проблема достоверности бухгалтерской отчетности. Ответственность за содержание, непредставление и нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Состав годовой бухгалтерской отчетности в России.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и директивы Европейского сообщества (ЕС) - важнейшие междуна­родные нормативные акты в условиях глобализации мировой эконо­мики. Переход России на МСФО.

 

Тема 2. Учетная политика предприятия как важнейшее условие для обеспечения контроля за достоверностью учета и отчетности

Общие положения и принципы формирования учетной политики. Формирование учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета.

 

Тема 3. Бухгалтерский баланс и модели его построения

Понятие и принципы построения бухгалтерского баланса в Рос­сии и за рубежом. Функции бухгалтерского баланса в рыночной эко­номике (экономико-правовая, информативная, результатная). Роль бухгалтерского баланса (форма № 1) в оценке имущественного и финансового положения организаций. Влияние хозяйственных операций на валюту баланса.

Классификация бухгалтерских балансов. Требования, предъявля­емые к балансу. Понятие вуалирования и фальсификации бухгалтер­ских балансов.

Актив бухгалтерского баланса. Правила оценки его статей в рос­сийской и зарубежной практике. Порядок формирования показателей актива бухгалтерского баланса.

Пассив бухгалтерского баланса. Оценка его статей и порядок за­полнения. Особенности реформирования баланса (отражение прибы­ли/убытка отчетного года).

Порядок формирования справочной информации о наличии цен­ностей и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах.

Основные сходства и отличия формирования бухгалтерского ба­ланса по российским стандартам и в соответствии с МСФО.

 

Тема 4. Отчет о прибылях и убытках

Значение отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике. Мо­дели построения отчета о прибылях и убытках в российской и междуна­родной практике. Допущение временной определенности фактов хозяй­ственной деятельности при составлении отчета о прибылях и убытках.

Состав и содержание отчета о прибылях и убытках (форма № 2), порядок заполнения его статей: доходы и расходы от обычной деятель­ности, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения, отло­женные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, чистая прибыль отчетного года, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года. Формирование информации о прибыли на акцию. Не­обходимость расшифровки отдельных прибылей и убытков.

Отчет о прибылях и убытках в соответствии с МСФО.

 

Тема 5. Отчет об изменениях капитала

Значение отчета об изменении капитала в рыночной экономике. Состав, содержание и порядок заполнения показателей отчета об из­менениях капитала (форма № 3). Балансовый принцип отражения основных составляющих капитала. Порядок расчета и значение чис­тых активов для оценки ликвидности организации.

Отчет об изменениях капитала в соответствии с МСФО.

 

Тема 6. Отчет о движении денежных средств

Значение отчета о движении денежных средств для оценки денежных потоков. Состав, содержание и порядок заполнения отчета о дви­жении денежных средств (форма № 4) в разрезе текущей, инвестици­онной и финансовой деятельности.

Отчет о движении денежных средств в соответствии с МСФО.

 

 

Тема 7. Отчет о целевом использовании полученных средств

Значение и сфера применения отчета об использовании получен­ных средств. Содержание и порядок заполнения формы № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

 

Тема 8. Взаимосвязь форм бухгалтерской финансовой отчетности

Взаимоувязки как способ контроля правильности заполнения форм бухгалтерской отчетности. Взаимосвязь баланса и приложений к нему (формы № 3, 4, 5). Возможность увязок в промежуточной отчетности (форма № 1 и 2).

 

Тема 9. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность

Понятие и сфера применения сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности. Определение материнских, дочерних, зависимых обществ, группы взаимосвязанных организаций. Понятие контроля и формы его осуществления. Принципы составления сводной и консолидированной отчетности: определение капитала группы, доли меньшинства, внутригруппового оборота. Утверждение, представление и публикация сводной и консолидированной отчетности.

Правила объединения показателей в сводной и консолидирова­нной бухгалтерской отчетности. Методы исключения обязательств орга­низаций группы из сводного и консолидированного балансов. Методы исключения внутригруппового оборота из сводного и консолидирован­ного отчета о прибылях и убытках. Отражение в консолидированной отчетности доли меньшинства в дочернем обществе.

Аудит и публичность консолидированной бухгалтерской отчетности. Международные стандарты консолидации финансовой отчет­ности.

 

 

Тема 10. Пояснительная записка как текстовая часть финансовой отчетности

Необходимость дополнительной информации для объективной и достоверной оценки имущественного и финансового состояния орга­низации. Применение принципов существенности, сопоставимости и нейтральности при раскрытии данных в пояснительной записке. Со­держание пояснительной записки и порядок ее оформления.

Описание данных, не нашедших отражения в формах бухгалтер­ской отчетности: информация о результатах производственно-коммер­ческой деятельности организации, ее финансовом положении и пер­спективах развития. Основные аналитические показатели деятельности организации. Информация о природоохранных мероприятиях.

Раскрытие информации о существенных методах, выбранных в учетной политике, и их влиянии на показатели бухгалтерской отчетности; раскрытие информации об изменениях учетной политики и об оценке последствий.

События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности. Информация об аффилированных лицах. Раскрытие информации о реорганизации организации, ликвидации и прекраще­нии деятельности.

Особенности пояснений к сводной (консолидированной) отчет­ности. Сегментарная отчетность: назначение и характеристика сегмен­тов деятельности организации. Порядок выделения и представления информации по отчетным сегментам.

 

Тема 11. Трансформация российской финансовой отчетности

Понятие, необходимость и цели трансформации. Существующие варианты трансформирования.

Основные этапы и методика проведения трансформации бухгал­терского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм россий­ской отчетности в отчетность по международным стандартам.

 

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Цель контрольной работы – закрепление знаний по изучаемым темам, приобретение практических навыков по составлению финансовой отчетности.

Студент должен сдать контрольную работу в установленные индивидуальным планом сроки.

Объем контрольной работы должен быть не менее 20 страниц машинописного текста. В работе необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя, страницы пронумеровать. Контрольная работа состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

Структура работы:

• титульный лист;

• оглавление с указанием страниц;

• ответ на контрольный теоретический вопрос, соответствующий номеру варианта;

• решение практических задач по заполнению бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу;

• список использованной литературы.

При выполнении работы студент выполняет необходимые расчеты и краткие пояснения к ним.

Варианты контрольных работ выбираются студентом по двум последним цифрам номера зачетной книжки. Если они составляют число от 17 до 32, то от него отнимается число 16, если от 33 до 48, то – 32, если от 49 до 64, то – 48, если от 65 до 80, то – 64, если от 81 до 96, то – 80, если от 97 до 99, то – 96. Номеру 00 соответствует 16 вариант.

Выполнение контрольной работы необходимо начинать с изучения литературы и основных положений по финансовому учету и отчетности в РФ. Рекомендуемая литература приводится в конце настоящих методических указаний.

ТЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Исторический анализ развития бухгалтерской отчетности

Отчетность древнего мира (материальные носители информации, материальная ответственность, публичность и т.п.). Появление денеж­ного измерителя (оценки), двойной записи и пробного баланса (Л. Пачоли). Предпосылки выделения отчетности в самостоятельный метод бухгалтерского учета: отделение управляющего от собственника. По­явление принципа отчетного периода. Формирование основных тре­бований, предъявляемых к отчетности.

 

Тема 2. Принципы формирования показателей бухгалтерской отчетности

Необходимость единых требований к отчетности. Принципы ве­дения бухгалтерского учета: принципы-правила (документация, денеж­ное измерение, система счетов, двойная запись), принципы-допущения (имущественная обособленность, непрерывность деятельности, после­довательность применения учетной политики, временная определен­ность фактов хозяйственной деятельности), принципы-требования (полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность). Принципы фор­мирования и представления отчетности: качественные требования — достоверности и полноты, целостности, последовательности, сопоста­вимости, существенности, нейтральности и требования к процедуре представления — непротиворечивости, оформления, отчетного перио­да, адресности, срочности, публичности.

 

Тема 3. Принципы составления отчетности согласно МСФО

Понятие и сфера применения МСФО. Содержание стандартов, посвященных отчетности. Основополагающие допущения: метод начис­ления, непрерывность деятельности. Качественные характеристики: понятность, уместность, существенность, надежность (правдивое пред­ставление, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмот­рительность, полнота), сопоставимость. Сравнение принципов МСФО с принципами, установленными в России.

 

 

Тема 4. Отчетность некоммерческих организаций

Правовые основы деятельности некоммерческих организаций и их влияние на содержание отчетности. Адреса и сроки представления от­четности. Состав промежуточной и годовой отчетности некоммерче­ской организации. Особенности учета и отражения в балансе внеобо­ротных и оборотных активов, капитала и целевых средств, обязательств.

Формирование финансового результата некоммерческими организаци­ями и раскрытие в отчетности. Содержание отчета о целевом исполь­зовании выделенных средств (форма № 6). Пояснительная записка.

 

Тема 5. Отчетность малых организаций

Организационно-правовые особенности малых организаций и их влияние на состав с содержанием отчетности. Организация бухгал­терского учета в малом бизнесе. Адреса и сроки представления отчет­ности. Состав промежуточной и годовой отчетности малых предприя­тий. Особенности учета и отражения в балансе внеоборотных и оборотных активов, капитала, обязательств. Формирование финан­сового результата и раскрытие в отчетности. Приложения к балансу и пояснительная записка.

 

Тема 6. Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность

Понятие сводной и консолидированной бухгалтерской отчетно­сти, сфера применения. Основные требования и правила составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Формирова­ние основных показателей сводной бухгалтерской отчетности. Опреде­ление доли меньшинства, деловой репутации. Исключение внутренних расчетов. Особенности пояснений к сводной отчетности. Международ­ные стандарты консолидированной отчетности.

 

Тема 7. Модели построения отчета о прибылях и убытках

в России и за рубежом

Концепции прибыли, их влияние на построение отчета о прибы­лях и убытках. Содержание отчета о прибылях и убытках, построенно­го по функциям затрат. Отчет о прибылях и убытках по характеру за­трат. Формирование показателей отчета о прибылях и убытках в России. Понятие и классификация доходов/расходов. Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Пояснения и рас­шифровки к отчету о прибылях и убытках.

 

Тема 8. Формирование баланса в России и за рубежом

Понятие баланса, его виды. Требования к балансу как способ обес­печения достоверности показателей. Использование информации бух­галтерского баланса для оценки имущественного и финансового состо­яния. Содержание актива и пассива баланса, справочные данные о наличии ценностей, находящихся на забалансовых счетах. Модели по­строения баланса в соответствии с МСФО.

 

Тема 9. Отчет о прибылях и убытках в российской

и международной практике

Концепции прибыли, их влияние на построение отчета о прибы­лях и убытках. Модели отчета о прибылях и убытках в России и в соот­ветствии с МСФО. Доходы и расходы как основные показатели отчета о прибылях и убытках. Формирование информации о доходах/расхо­дах по обычным и прочим видам деятельности. Раскрытие информа­ции о налоге на прибыль в отчетности. Исчисление показателя «чис­тая прибыль». Расчет базовой и разводненной прибыли на акцию. Необходимость расшифровки отдельных прибылей и убытков.

 

Тема 10. Отчет о движении денежных средств и контроль за движением денежных потоков

Значение отчета о движении денежных средств для пользовате­лей. Формирование показателей отчета о движении денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности прямым методом. Понятие чистых денежных потоков. Особенности отче­та о движении денежных средств, составленного косвенным методом, его преимущества и недостатки. Влияние инфляции на оценку денеж­ных потоков.

 

Тема 11. Отчет об изменениях капитала

Концепции капитала, их влияние на построение отчета об изме­нениях капитала. Значение отчета для пользователей. Содержание по­казателей отчета: составляющие капитала, резервы предстоящих рас­ходов и платежей, оценочные резервы. Понятие и значение чистых активов. Сравнение отчета об изменениях капитала в России с между­народными стандартами.

Тема 12. Сравнительный анализ форм отчетности в России и за рубежом

Состав и содержание бухгалтерской отчетности в России и за ру­бежом (любая страна на выбор). Сравнение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по форме и содержанию. Сравнитель­ная характеристика приложений и пояснений к ним.

 

Тема 13. Порядок составления пояснительной записки

Место пояснительной записки в структуре бухгалтерской отчетнос­ти. Содержание пояснительной записки. Информация об аффилирован­ных лицах и характеристика операций с ними. Анализ основных показа­телей деятельности организации и перспективы ее развития. Расшифровка существенных агрегированных показателей. Раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях. Условные факты хозяйственной дея­тельности и события после отчетной даты. Информация о прекращении деятельности, реорганизации организации. Информация по сегментам.

 

Тема 14. Отчетность как завершающий этап учетного процесса

Этапы учетной обработки информации (учетные процедуры). За­вершение года в бухгалтерском учете: проведение инвентаризации, кон­троль полноты и правильности отражения в учете всех хозяйственных операций, непротиворечивость синтетического и аналитического уче­та, формирование оценочных резервов, закрытие счетов финансовых результатов и распределение прибыли, события после отчетной даты. Особенности заключительного этапа при составлении сводной (кон­солидированной) отчетности: выверка внутрихозяйственных расчетов, составление и утверждение внутренних балансов. Проведение аудита и внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность. Утверждение го­довой бухгалтерской отчетности.

 

Тема 15. Законодательные основы отчетности в российской и международной практике

Континентальная и британо-американская модели бухгалтерско­го учета и особенности нормативного регулирования. Международные стандарты финансовой отчетности: значение, процедура разработки и принятия, краткая характеристика. Директивы Европейского сооб­щества (ЕС) как инструмент гармонизации. Содержание 4-й и 7-й Ди­ректив ЕС. Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетно­сти. Характеристика российского законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.

Тема 16. Сегментарная отчетность

Понятие сегмента. Сущность, значение и правила построения сег­ментарной отчетности для внутренних и внешних пользователей. Сфера и порядок применения ПБУ 12/01 «Информация по сегментам». Опе­рационные и географические сегменты. Выбор отчетного сегмента. Возможности использования сегментарной отчетности для оценки эф­фективности функционирования организационной структуры.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Практическая часть контрольной работы содержит 5 практических заданий по заполнению: 1) бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2); 2) отчета об изменении капитала (форма №3); 3) отчета о движении денежных средств (форма №4); 4) пояснений к бухгалтерскому балансу; 5) отчета о целевом использовании полученных денежных средств (форма №6).

Практическое задание №1 по заполнению бухгалтерского

баланса и отчета о прибылях и убытках

Исходными данными для выполнения практической части контрольной работы являются остатки по синтетическим счетам на 31.12 текущего года в тыс. руб., представленные в табл. 1. Необходимо:

1. На 31 декабря текущего года закрыть счета 90, 91 и 99 и рассчитать налог на прибыль, нераспределенную прибыль отчетного года.

2. По состоянию на 31 декабря отчетного года составить «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2 финансовой отчетности).

3. Используя сальдо счетов финансового учета, составить бухгалтерский баланс (форма №1 финансовой отчетности).

Порядок выполнения практического задания №1

Для составления финансовой отчетности (формы №1 и №2) необходимо, используя сальдо счетов 90 и 91, рассчитать налогооблагаемую прибыль (оба счета в конце года закрываются на нулевое сальдо); используя счет 99, рассчитать налог на прибыль, чистую (нераспределенную) прибыль отчетного (99 счет также закрывается на нуль). Затем приступают к заполнению бланка формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Для этого используют информацию счетов 90, 91 и 99, а также исходные данные о выручке и себестоимости проданной продукции. Строки формы №2, по которым нет информации, не заполняются.

Для составления бухгалтерского баланса используются сальдо счетов на 31.12 отчетного года. По строке «Нераспределенная прибыль отчетного года» проставляется " итого" формы №2. К сальдо 68 счета (кредитовому) добавляется сумма налога на прибыль, рассчитанного по ставке 20%.

В конце работы приводится список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с действующими стандартами. Если используется журнальная статья, то указывают фамилию, инициалы автора, название статьи, журнала, год издания, номер журнала и номер страницы начала статьи.

Формы №1 и №2 составляются на типографских бланках установленного образца.

Практическое задание №2 по заполнению отчета об изменении

капитала

Задание: заполните раздел «Капитал» в отчете об изменениях ка­питала. На месте «ХХ» проставляются две последние цифры номера зачетной книжки. Так, для номера «08» сумма уставного капитала составит 250 008 руб. и т.д.

Исходные данные:

1) по состоянию на 31 декабря 2011 г. в балансе ОАО «Ракета» от­ражены следующие данные:

· уставный капитал – 250 0ХХ руб.,

· добавочный капитал – 65 0ХХ руб.,

· резервный капитал – 60ХХ руб.,

· нераспределенная прибыль – 34 0ХХ руб.;

2) изменений в учетной политике не было;

3) на 1 января 2012 г. организация провела переоценку основных
средств, в результате которой их стоимость снизилась на 36 0ХХ руб., чистая прибыль за 2012 г. составила 37 0ХХ руб.;

4) по итогам 2012 г. принято решение о выплате дивидендов на
сумму 20 0ХХ руб.;

5) дополнительно выпущены акции на сумму 50 0ХХ руб. и в соот­ветствии с законом «Об акционерных обществах» фирма обязана на­править в резервный капитал 5% чистой прибыли.

 


              Таблица 1
      Исходные данные для выполнения контрольной работы        
                                   
№ сч Название счета             Варианты и суммы по вариантам, тыс. руб.          
                               
  Основные средства                 562, 5 607, 5     787, 5 832, 5    
  Амортизация основных средств               50, 6 57, 5 62, 1   73, 6 80, 5 85, 1    
  Нематериальные активы               26, 4   32, 4   38, 4   44, 4    
  Амортизация нематериальных активов         2, 2 9, 2 4, 2 4, 62 5, 25 5, 67 6, 3 6, 72 7, 35 7, 77 8, 4 10, 5
  Оборудование к установке               23, 1 26, 25 28, 35 31, 5 33, 6 36, 75 38, 85   52, 5
  Вложения во внеоборотные активы               128, 7 146, 25 157, 95 175, 5 187, 2 204, 75 216, 45   292, 5
  Материалы               107, 8 122, 5 132, 3   156, 8 171, 8 181, 3    
  Отклонения в стоимости материальных ценностей               17, 6   21, 6   25, 6   29, 6    
  НДС по приобретенным материальным ценностям       130, 6 47, 2 39, 8 27, 8 54, 78 34, 75 37, 53 41, 7   43, 35 51, 43 55, 6 69, 5
                                   
                                           

 

                      Продолжение табл.1  
№ сч Название счета             Варианты и суммы по вариантам, тыс. руб.            
                               
  Основное производство               96, 8   118, 8   140, 8   162, 8    
  Целевое финансирование               4, 4   5, 4   6, 4   7, 4    
  Готовая продукция               71, 5 81, 25 87, 75 97, 5   113, 75 120, 25   162, 5
  Касса               1, 1 1, 25 1, 35 1, 5 1, 6 1, 75 1, 85   2, 5
  Расчетные счета               24, 2 27, 5 29, 7   35, 2 38, 5 40, 7    
  Валютный счет                 37, 5 40, 5     57, 5 55, 5    
  Финансовые вложения                                
  Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредитовое сальдо)       32, 4 82, 4 132, 4 131, 4 144, 54 164, 25 177, 39 197, 1 210, 24 229, 95 243, 09 262, 8 328, 5
  Расчеты с покупателями и заказчиками (дебетовое сальдо)               129, 8 147, 5 159, 3   188, 8 206, 5 218, 3    
  Расчеты по налогам и сборам                                
дебетовое сальдо           0, 6 0, 6 0, 66 0, 75 0, 81 0, 9 0, 96 1, 05 1, 11 1, 2 1, 5
кредитовое сальдо           12, 2 12, 2 13, 42 15, 25 16, 47 18, 3 19, 52 21, 35 22, 57 24, 4 30, 5
                      Продолжение табл. 1  
№ сч Название счета             Варианты и суммы по вариантам, тыс. руб.            
                               
  Расчеты по социальному страхованию           15, 8 15, 8 17, 38 19, 75 21, 33 23, 7 25, 28 27, 65 29, 23 31, 6 39, 5
  Расчеты с персоналом по оплате труда         45, 4 95, 4 95, 4 104, 94 119, 25 128, 79 143, 1 152, 64 166, 95 176, 49 190, 8 238, 5
  Расчеты с подотчетными лицами (дебетовое сальдо)           2, 8 0, 8 0, 88   1, 08 1, 2 1, 28 1, 4 1, 48 1, 6  
  Расчеты с разными дебиторами и кредиторами                                
    Дебетовое сальдо           8, 8 8, 8 9, 68   11, 88 13, 2 14, 08 15, 4 16, 28 17, 6  
  Кредитовое сальдо           39, 8 16, 8 42, 68   22, 68 25, 2 272, 39 29, 4 31, 08 33, 6  
  Уставный капитал               524, 7 596, 25 643, 95 715, 5 463, 2 834, 75 882, 45   1192, 5
  Резервный капитал               57, 2   70, 2   83, 2   96, 2    
  Добавочный капитал       43, 2 93, 2 143, 2 143, 2 157, 52   193, 32 214, 8 239, 13 250, 6 264, 92 286, 4  
  Расчеты по краткосрочным кредитам и займам                                
                                   
                                                                   

 

                      Окончание табл. 1  
№ сч Название счета             Варианты и суммы по вариантам, тыс. руб.            
                               
  Расчеты по долгосрочным кредитам и займам                 62, 5 67, 5     87, 5 92, 5    
  Нераспределенная прибыль (убыток) ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
90-9 Прибыль (убыток) от продаж (кредитовое сальдо)                 62, 5 67, 5     87, 5 92, 5    
  Прочие доходы и расходы                                
  субсчет 1 - прочие доходы               13, 2   16, 2   19, 2   22, 2    
субсчет 2 - прочие расходы               24, 2 27, 5 29, 7   35, 2 38, 5 40, 7    
Выручка                                
Стоимость проданной продукции                 562, 5 607, 5     787, 5 832, 5    

 


Практическое задание №3 по заполнению отчета о движении

денежных средств

Задание: укажите корреспонденцию счетов, распределите денежные потоки по видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая) (табл.2, 3). На месте «ХХ» проставляются две последние цифры номера зачетной книжки.

Исходные данные

Таблица 2

Движение денежных средств на счете 50 «Касса» за отчетный период

Показатель Корр. счет Приход Расход Вид деятельности
Сальдо на начало отчетного периода   3 0ХХ    
Выдано под отчет     150ХХ  
Возврат подотчетных сумм   32ХХ    
Получено по чеку в банке на выплату заработной платы   300 0ХХ    
Выдано заработной платы     270 0ХХ  
От покупателей за проданный объект основных средств   62 0ХХ    
Сданы в банк наличные денежные средства     50 0ХХ  
Выдан беспроцентный заем (6 мес.)     30 0ХХ  
Сальдо на конец отчетного периода   ?    

Таблица 3

Движение денежных средств на счете 51 «Расчетный счет»

за отчетный период

Показатель Корр. счет Приход Расход Вид деятельности
Сальдо на начало отчетного периода   510 000    
От покупателей за продукцию   1 240 000    
Поставщикам за материалы     460 000  
Поставщикам за новое оборудование     200 000  
Окончание табл. 3
Показатель Корр. счет Приход Расход Вид деятельности
По чеку наличные в кассу     300 0ХХ  
На взнос наличными   50 0ХХ    
Налоги в бюджет     380 000  
Налоги во внебюджетные фонды     130 000  
Кредит на 12 месяцев   1 000 000    
Проценты за кредит     20 000  
Сальдо на конец отчетного периода   ?    

 

Практическое задание №4 по заполнению приложения

к бухгалтерскому балансу

Задание:

1. Заполните раздел «Основные средства» приложения к балансу (форма № 5) и укажите, в каких формах отчетности будут от­ражены данные показатели (табл. 4). Сальдо по счету 010 «Износ основных средств» – 1670 тыс. руб. На месте «ХХ» проставляются две последние цифры номера зачетной книжки.

Исходные данные

Таблица 4

Остатки по счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств»

Группа объектов основных средств Счет 01 «Основные средства» Счет 02 «Амортизация основных средств»
Здания 1 3ХХ  
Машины и оборудование    
Жилищный фонд 2 9ХХ
Земельные участки  
Производственный и хозяйственный инвентарь    
Итого ? ?

 

2. Заполните разделы «Расходы на НИОКР» и «Расходы на освоение природных ресурсов» приложения к балансу. Отразите на счетах бухгалтерского учета операции, укажите, в каких формах отчетности будут отражены данные показатели. На месте «ХХ» проставляются две последние цифры номера зачетной книжки.

Исходные данные:

· в июне – августе 2011 г. ООО «Лантан» провело научные исследования улучшения качества продукции, не подлежащие государственной регистрации (непатентуемые) на сумму 580 0ХХ руб. с привлечением подрядчика. Получен положительный результат. Принято
решение списывать сумму затрат на НИОКР пропорционально выпу­щенной продукции. В отчетном периоде произведено 1 200 000 ед.,
предполагаемый объем выпуска 10 000 000 ед.;

· в ноябре 2012 г. ООО «Лантан» проведены исследования по
возможной утилизации отходов производства с привлечением специа­листа, имеющего лицензию. По договору оплачены услуги ЧП А.А. Соловьева в размере 120 0ХХ руб. По представленному отчету А.А. Соловьева не представляется возможным использовать перерабо­танные отходы производства в качестве сырья. Принято решение спи­сывать произведенные расходы линейным методом в течение 24 мес;

· ООО «Лантан» в апреле – сентябре 2011 г. производило геологоразведочные работы собственными силами. Затраты составили:

– материалы – 100 0ХХ руб.;

– оплата труда – 320 0ХХ руб.;

– единый социальный налог – 98 0ХХ руб.;

– доля накладных расходов – 56 0ХХ руб.

Принято решение списывать расходы равными долями в течение 36 месяцев, начиная с октября 2011 г.

3. Заполните раздел «Дебиторская и кредиторская задол­женность» приложения к балансу и укажите, в каких фор­мах отчетности будут отражены данные показатели.

Исходные данные:

· сальдо на начало года по счету «Расчеты с покупателями и за­казчиками»:

– дебиторская задолженность – 500 0ХХ руб.,

– кредиторская задолженность – 250 0ХХ руб.;

· сальдо на начало года по счету 63 «Резервы по сомнительным
долгам» 50 0ХХ руб.;

· на конец года сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями»
только с организацией «Интерком» (Россия);

· получен 5 декабря аванс от «Интерком» в размере 50% стоимо­сти поставленного товара (120 000 дол. США). Поставка осуществле­на 10 декабря. Окончательный расчет покупатель проводит 12 января. Расчеты проводятся в рублях по курсу Банка России на дату платежа (5 декабря – 29, 25 руб./дол., 10 декабря – 29, 43 руб./дол.), доходы, расходы и начисление НДС признаются на дату отгрузки товара.

4. Заполните раздел «Государственная помощь» приложе­ния к балансу, составьте необходимые записи на счетах бухгалтерского учета. Укажите, в каких формах отчетности будут от­ражены данные показатели.

Исходные данные:

· ЗАО «Светлячок» выиграло тендер на финансирование из об­ластного бюджета программы освещения города. В соответствии с бюджетной росписью на 2011 г., полученной в январе, из областного бюд­жета выделено 1 000 0ХХ руб. на осуществление проекта. Руководство уверено в том, что сможет выполнить условия предоставления бюджет­ных средств;

· в феврале на расчетный счет ЗАО «Светлячок» зачислены де­
нежные средства в сумме 1 000 0ХХ руб. В марте приобретено необходимое оборудование и введено в эксплуатацию. Стоимость оборудования 320 000 руб., годовая норма амортизации 10%. Для выполнения целевой программы приобретены материалы на сумму 250 0ХХ руб. За­работная плата рабочих, выполняющих целевую программу, составила 200 0ХХ руб., начисленный ЕСН 49 2ХХ руб.;

· разница между фактическими затратами на выполнение проекта освещения города и суммой целевого финансирования признана
финансовым результатом отчетного года.

Практическое задание №5 по заполнению отчета о целевом

использовании полученных средств

Задание:

Заполните отчет о целевом использовании полученных средств, укажите взаимосвязь показателей с другими формами отчет­ности. Составьте необходимую корреспонденцию счетов.

Исходные данные:

1) общественная организация «Права женщин» начала свою деятельность в 2011 г., остаток средств целевого финансирования на 1 января 2012 г. составил 135 0ХХ руб.;

2) в течение 2012 г. общество имело следующие поступления:

· добровольные пожертвования граждан и организаций –
1000 0ХХ руб.,

· членские взносы – 500 0ХХ руб.,

· арендная плата от сдачи в аренду помещения – 120 0ХХ руб.;

3) полученные средства были использованы на следующие цели:

· оказание социальной помощи женщинам, подвергшимся насилию – 300 0ХХ руб.,

· проведение конференций, семинаров – 200 0ХХ руб.;

4) расходы на содержание аппарата управления составили:

· оплата труда (включая ЕСН) – 400 0ХХ руб.,

· расходы на командировки и деловые поездки – 50 0ХХ руб.,

· охрана помещений – 60 0ХХ руб.,

· расходы на связь – 12 0ХХ руб.,

· коммунальные платежи, электроэнергия – 18 000 руб.,

· ГСМ и запасные части для автотранспорта – 90 000 руб.,

· текущий ремонт основных средств – 20 0ХХ руб.,

· размещение информации о деятельности общества в средствах
массовой информации – 50 000 руб.,

· плата за вывоз бытовых отходов – 10 000 руб.,

· налог на имущество – 1000 руб.

5) в течение 2012 г. общество за счет целевых средств приобрело:

· копировальный аппарат на сумму 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.),

· персональный компьютер общей стоимостью 41 300 руб. (в том числе НДС 6300 руб.),

· принтер – 5900 руб. (в том числе НДС 900 руб.).

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н " О формах бухгалтерской отчетности организаций" (ред. от 05.10.2011).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006№ 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, с изменениями от 11.02.2008 № 23н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н).

9. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011) (Утверждено приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н).

10. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие для вузов / В. П. Астахов. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 955 с.

11. Бдайциева Л.Ж. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / Л. Ж. Бдайциева. - М.: Юрайт, 2011. - 735 с.

12. Бойко, Н.Е. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие / Н. Е. Бойко; Брян. гос. техн. ун-т; [науч. ред. Д. В. Ерохин]. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2009. - 164 с.

13. Бухгалтерский финансовый учет: практикум: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю. Б. Бабаева. - М.: Вуз. учеб., 2008. - 509 с.

14. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / Ю. А. Бабаев [и др.]; под ред. Ю. А. Бабаева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Вуз. учеб., 2008. - 648 с.

15. Дергачева, Е.А. Финансовый учет и отчетность: методические указания к выполнению практических занятий для студентов всех форм обучения специальности 080503 – «Антикризисное управление» / Е.А.Дергачева. – Брянск: БГТУ, 2007. – 76 с.

16. Дергачева, Е.А. Финансовый учет и отчетность: методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов всех форм обучения специальности 080503 – «Антикризисное управление» / Е.А.Дергачева. – Брянск: БГТУ, 2012. – 33 с.

17. Дергачева, Е.А. Бухгалтерский учет: теория: учеб. пособие для вузов / Е. А. Дергачева; Брян. гос. техн. ун-т; [науч. ред. Н. А. Кулагин]. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2010. - 151 с.

18. Сотникова, Л.В. Бухгалтерская отчетность организации, 2008-2009 год / Л. В. Сотникова; под ред. Л. В. Сотникова. - М. [и др.]: Питер, 2009. - 704 с.

19. Сайт Министерства финансов Российской Федерации, раздел «Бухгалтерский учет» // https://minfin.ru

Дополнительная:

20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2008 № 116н, с изменениями от 23.04.2009 № 35н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н, с изменениями от 25.12.2007 № 147н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н).

22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н).

23. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, с изменениями от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н).

24. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 25н, с изменениями от 20.12.2007 № 143н).

25. Положение по бухгалтерскому учету " Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010) (08.02.2011) (утверждено приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).

26. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н).

27. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) (утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н).

28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н).

29. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н).

30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

31. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 08.11.2010 № 144н).

32. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н).

33. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

34. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н).

35. Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н).

36. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) (утверждено приказом Минфина России от 28.06. 2010 № 63н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

37. Положение по бухгалтерскому учету " Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011) (16.01.2012) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н).

38. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие для вузов / И. М. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 286 с.

39. Ерофеева, В.А. Бухгалтерский учет: конспект лекций / В. А. Ерофеева, О. В. Тимофеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2010. - 138 с.

40. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие / Н. А. Каморджанова, И. В. Карташова. - 3-е изд. - М. [и др.]: Питер, 2008. - 471 с.

41. Кожинов В.Я. 10208 типовых бухгалтерских проводок / В. Я. Кожинов. - Изд. 3-е, испр. - М.: Экзамен, 2008. - 927 с.

42. Медведев, М.Ю. Бухгалтерский учет: [в схемах] / М. Ю. Медведев. - М.: Читай: Рид Групп, 2011. - 109 с.

43. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / Н. П. Кондраков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

44. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / Н. Г. Сапожникова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2011. - 470 с.

45. Журнал «Бухгалтерский учет» // https://www.buhgalt.ru/

46. Финансовая газета // https://fingazeta.ru/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ

(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Приложение 1

Взаимосвязь бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках

Баланс Отчет о прибылях и убытках
строка показатель строка показатель
  Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) как разница между показателем на конец отчетного периода и показателем на начало года   Чистая прибыль (убыток) отчетного периода в промежу­точном отчете
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Огневое инициирование
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.068 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал