Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАКРА-ПУДЖА






 

Поклонение с панъчататтвой обычно совершается группой, называемой чакрой и состоящей из мужчин (садхаков) и женщин (шакти), или бхайравов и бхайрави. Поклоняющиеся сидят, образуя круг (чакру), попеременно мужчины и женщины, причем шакти садится слева от садхаки. Руководитель чакры (чакрасвамин, или чакрешвара) сидит со своей шакти в центре, куда ставятся кувшин с вином и другие предметы, используемые в поклонении. Во время чакры все едят, пьют и поклоняются вместе, игнорируя кастовые различия308. Однако следует заметить, что пашу не может быть введен сюда. Существуют различные виды чакр, такие как вира-, раджа-, дева-, махачакра и другие чакры, приносящие различные плоды своим участникам309. Глава VI «Маханирвана-тантры» рассказывает о панъчататтве, а глава VIII описывает бхайрави- и таттва- (или дивъя)-чакры™ '. Последняя — для поклонников Брахма-мантры.

ЙОГА

 

Слово это образовано от корня «йудж» («соединять»). С точки зрения грамматики оно представляет собой сандхи, в логике оно — авъява-шакти, или сила частиц, взятых вместе. В современном и наиболее известном смысле это соединение дживы, или воплощенной души, с Параматмой, или Высшим Духом311, а также означает действия, посредством которых такое соединение может быть достигнуто. Существует естественная йога, в которой пребывают все существа, и в действительности только благодаря этому тождеству,! они и существуют. Это положение является одним из общеизвест-] ных, хотя на практике оно часто упускается из виду. «Primus modus unionis est, quo Deus, ratione suae immensitatis est in omnibus rebus per essentiam, praesentiam, et potentiam; per essentiam ut dans omnibus esse; per praesentiam ut omnia prospiciens; per potentiam ut de omnibus dis-potens»312. Цитируемый богослов-мистик далее продолжает: «Sedhaec unio animae cum Deo est generalis, communis omnibus et ordinis naturalis... ilia namque de qua loquimur est ordinis supernaturalis actualis etfructiva». Вот об этой особой йоге, которая в действительности отнюдь не является чем-то более «сверхъестественным», чем первая, мы и ведем речь. Йога в ее техническом смысле и означает реализацию этого тождества, которое существует, хотя и не общеизвестно, за счет разрушения обманчивой видимости разделения. «Нет уз, равных в силе майе, и нет силы для разрушения этих уз большей, чем йога. Нет друга лучшего, чем знание (джняна), нет хуже врага, чем эгоизм (ахам - кара). Как для того, чтобы изучить шастры, приходится сначала изучить алфавит, так и йога необходима для достижения таттва-джняны (истины)»313. Животное тело является результатом действия, и из тела проистекает действие. Этот процесс может быть уподоблен возвратно-поступательному движению гхати-янтры, или водоподъемника314. Через свои действия существа постоянно идут от рождения к смерти. Полное достижение плода йоги заключается в постоянной и неизменяющейся жизни в ноуменальном мире Абсолюта.

Йога имеет разнообразные наименования, которые обусловлены особенностями практикуемых методов. Однако, имеется два основных подразделения: хатха-йога (или гхатастха-йога) и самадхи-йога, одной из форм которой является раджа-йога. Хатха-йога обычно понимается неправильно, как в своем определении, так и в плане цели. Рассмотренное заблуждение отождествляет ее с преувеличенными формами самообуздания.

«Гхеранда-самхита» хорошо определяет ее как «способы, посредством которых достигается превосходная раджа-йога. Действительное соединение не является результатом одной только хатха-йоги, которая занимается определенными физическими процессами, подготовительными или вспомогательными по отношению к контролю над умом. Посредством одного только такого контроля соединение может быть действительно достигнуто. Сказанное не означает, что все процессы хатха-йоги, описанные здесь или в других книгах, являются необходимыми для достижения раджа-йоги. Необходимое должно быть определено в соответствии с обстоятельствами каждого конкретного случая. То, что удобно или необходимо в одном случае, может не быть таковым в другом. Специфической особенностью тантрической вирачары является соединение садхаки и его шакти в лата-садхане. Это — процесс, который категорически запрещен для пашу теми же самыми Тантрами, которые предписывают его вирам. Соединение Шивы и Шакти в высшей садхане отличается по своей форме, будучи соединением кундалини-шакти му-чадхары с бинду, находящимся над сахасрарой. Этот процесс, называемый пронзанием шести ч акр, описывается в отдельном параграфе позднее. Хотя все процессы хатха-йоги не являются необходимыми, по крайней мере некоторые из них обычно рассматриваются в качестве таковых. Так, в хорошо изученной аштанга-йоге (восьмеричной йоге), ставящей своей высшей целью самадхи, предписываются физические условия и процессы, известные как асаны и пранаяма (см. ниже).

Эта йога предписывает пять внешних (бахиранга) методов для подчинения тела, а именно: 1. яма — воздержанность, или самоконтроль, включающий в себя половое воздержание, непричинение вреда другим (ахимса), доброжелательность, всепрощение, делание добра без желания вознаграждения, отсутствие жадности, умеренность, чистота мысли и тела, и т.д.315; 2. нияма — религиозные практики, милосердие, аскетизм, чтение шастр и Ишвара-пранидхана, стойкая преданность Господу316; 3. асана — сидячие положения, или позы (см. ниже); 4. пранаяма — регуляция дыхания, когда йогин равномерно распределяет жизненные дыхания и дышит осознанно, что особенно благоприятно для умственной концентрации, тогда как другие люди дышат хаотически и бессознательно (см. ниже); 5. пратьяхара — обуздание чувств, которое основывается на использовании первых четырех процессов, имеющих дело с подчинением тела; далее идут три внутренних метода (йога-анга) для подчинения ума, а именно: 6. дхарана — внимательность, постоянство ума и фиксация его внутреннего органа (читты) особым образом, описываемым в трудах но йоге; 7. дхъяна — постоянное и непрерывное созерцание объекта размышления; 8. самадхи — в той форме, которую принято называть савикалъпа-самадхи. Савикалъпа-самадхи — это более глубокое и более интенсивное созерцание Самости, направленное на исключение всех иных объектов и состоящее в трансе или экстазе. Этот экстаз совершенствуется до стадии удаления малейших следов различения субъекта и объекта в нирвикалъпа-самадхи, где имеет место быть полное соединение с Параматмой, или Божественным Духом. Вайрагъей (бесстрастием) и поддержанием ума в неизменном состоянии достигается йога. Это знание, «ахам Брахмасми» («Я — Брахман»), не приносит освобождения (мокши), а само является освобождением. Говорят ли о йоге, как о соединении А ула - Кундалини с Парамашиеой или соединении индивидуальной души (дживатмы) с Высшей Душой (Параматмои), или же как о состоянии ума, в котором всякая посторонняя мысль пресекается, или как о контроле или подавлении мыслительный активности (читта-вритти), или о соединении «луны» и «солнца» (иды и пингалы), пра-ны и апаны, пади и бинду, и т.д. — значение и цель во всех случаях одни и те же.

Для достижения умственного контроля и концентрации йога использует некоторые предварительные физические процессы (садхану), такие как шаткарма, асаны, мудры и пранаяма. С помощью этих четырех процессов и трех умственных действий приобретаются семь качеств, известных как шодхана, дридхата, стхира-та, дхайръя, лагхава, пратьякша, нирлиптатва311 (см. ниже).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал