![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ Основы аутоэкологии Тема: Организм и среда. Общие принципы адаптации на уровне организма. Цель: изучить экологические факторы и их классификацию; рассмотреть основные закономерности действия экологических факторов на организмы. Ключевые термины: организм, среда обитания, экологические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, адаптация, лимитирующий фактор, эврибионт, стенобионт, экологическая валентность вида, закон минимума (Ю. Либиха), закон толерантности (В. Шелфорда), толерантность, гомеостаз, анабиоз, диапауза, адаптивные биологические ритмы, циркадные ритмы, фотопериодизм. Изучаемые вопросы 1. Экологические факторы и ресурсы среды. Классификация экологических факторов. 2. Закономерности действия экологических факторов на организм. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. 3. Закономерности действия экологических факторов на организмы. Взаимодействие экологических факторов. Закон экологической индивидуальности видов. Закон неоднозначного действия. 4. Приспособление организмов к неблагоприятным условиям среды. Воздействие экологических факторов на живые организмы: факторы как раздражители, ограничители, модификаторы, сигналы. Пути адаптаций. 5. Адаптивные биологические ритмы организмов. Экологический смысл биоритмов, эндогенные и экзогенные биоритмы, их взаимодействие. «Биологические часы». Фотопериодизм. Задания 1. В таблице 1. представлена классификация экологических факторов по природе происхождения. Приведите примеры факторов среды, окружающей любой вид организма (муравья в городском парке, человека и т. д.). Таблица 1
Какие из приведенных Вами факторов можно назвать факторами-условиями, а какие – факторами-ресурсами? 2. Могут ли одни и те же факторы для одних организмов быть ресурсами, а для других нет? Докажите примерами. 3. Приведите примеры ресурсов для следующих организмов: белка, лягушка, ива. 4. Какие антропогенные факторы влияют на следующие организмы: тополь на городской улице, ленок в горном озере, клевер на сенокосном лугу? 5. Какой принцип классификации экологических факторов по А.С. Мончадскому? Приведите эту классификацию и примеры экологических факторов каждой группы. 6. К какому типу экологических факторов (абиотичекие, биотические, антропогенные) относится:
7. Рассмотрите ниже приведенные примеры факторов и укажите, к какой группе они относятся:
8. Закончите предложение: Экологические факторы среды могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода: Таблица 2
9. Нарисуйте схему теоретической зависимости жизнедеятельности организма от количественного значения фактора в общем виде. Обозначьте на рисунке зоны оптимума, пессимума, экологические минимум и максимум действия фактора для организмов, экологическую валентность (пределы выносливости) вида по отношению к конкретному фактору среды. Используйте обозначения: ось ОХ - интенсивность фактора, ось ОУ - интенсивность жизнедеятельности. 10. На рисунке 1 приведена экологическая пластичность некоторых рыб. Обозначьте, какие из них являются стенобионтами, какие эврибионтами. Объясните положение оптимумов, максимумов и минимумов для каждой группы организмов. Рис. 1. Экологическая пластичность некоторых видов рыб
11. На рис. 2 представлена зависимость количества активных особей божьей коровки от температуры окружающей среды.
Рис.2. Зависимость активных особей божьей коровки от температуры окружающей среды Изучив рисунок, определите следующие параметры: · температуру, оптимальную для этого насекомого; · диапазон температур зоны оптимума; · диапазон температур зоны угнетения; · критические точки; · пределы выносливости вида. 12. В теплице, где выращивается рассада и поддерживалась оптимальная температура и влажность прекратилась подача воды. Ремонт поломки должен занять 2 дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему? 13. В табл. 3 приведены экспериментально определенные диапазоны толерантности (устойчивости) видов пресноводных беспозвоночных животных по отношению к реакции водной среды (рН). Таблица 3 Диапазоны толерантности пресноводных беспозвоночных животных к реакции водной среды (по Березиной, 2001)
Сравните ширину диапазонов толерантности этих видов. Какие из них можно назвать эврибионтными по отношению к показателю рН, а какие – стенобионтными? Какая реакция среды является оптимальной для устойчивого существования большинства видов? Подкисление или подщелачивание среды оказывает более негативное влияние на сообщество этих беспозвоночных? 14. Рассмотрите примеры и отметьте какие виды эври-, а какие – стенобионты:
15. Решите графическую задачу. Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов. На горизонтальной оси отложите значения влажности воздуха в процентах, на вертикальной — температуры в градусах. Используйте приведенные ниже данные: · полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях (первая цифра — температура, вторая — влажность воздуха): 10°С и 100%, 4°С и 80%, 15°С и 40%, 28°С и 15%, 36°С и 55%, 37°С и 100%. · гибель менее 10% при сочетаниях: 20°С и 85%, 22°С и 95%, 27°С и 55%, 26°С и 55%, 22°С и 70%. Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Рассмотрите полученный график. Ответьте, какова опасность размножения этого вредителя: · в районах с летними температурами 18—25°С и влажностью воздуха 70 – 90%, · в районах с летними температурами 20—35°С и влажностью воздуха 20 – 35%.
16. Заполните таблицу 4.
|