Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возбужденность (вьягра)
Это состояние — не то же самое, что кшипта. Вообще говоря, таким типом разума обладает большая часть духовных практиков — этот разум временами спокоен, но обычно возбужден. В периоды временного успокоения возбужденный разум способен постигать подлинную природу утонченных принципов и достаточно долго размышлять о них. Таким образом, беспокойный разум способен сосредоточиваться, но такое сосредоточение не бывает продолжительным. Одно только сосредоточение еще не в состоянии обеспечить освобождение, если разум возбуждается по привычке — как только человек теряет сосредоточенность, его разум вновь поддается отвлекающим факторам. До тех пор, пока разум не станет независимым от возбуждающих обстоятельств, человек не сможет достичь спасения. 4. Сосредоточенность на одном Составитель «Йога-сутр» Патанджали определил экагру как такое состояние разума, когда на смену одной рассеивающейся мысли приходит другая связанная с ней мысль. Если происходит непрестанная смена таких взаимосвязанных мыслей, разум называют сосредоточенным на одном. Это состояние постепенно становится привычным для разума в состоянии бодрствования, а затем и в состоянии сновидения. Когда человек овладе- вает сосредоточенностью на одном, он достигает сампраджнятасамадхи. Эта форма самадхи (блаженства) представляет собой подлинное йогическое самадхи и ведет к спасению. 5. Подавление (нируддха) Это состояние отсутствия мыслей. Постоянная практика остановки мышления позволяет человеку в действительности постичь мир имен и форм и понять, что он является продуктом разума. Когда разум практически перестает существовать, исчезает и все остальное. Обычно разум функционирует в трех различных состояниях: • Бодрствующее сознание • Сознание в сновидении • Глубокий сон без сновидений В состоянии бодрствования человек действует в соответствии с сигналами высшего и низшего мозга и обоих полушарий. В состоянии сновидения доминирует подсознательный ум, центром которого является низший мозг; по этой причине сновидения становятся средством исполнения подавленных желаний, связанных с животной природой человека. Только те, кто овладел искусством привычной сосредоточенности на одном, способны сохранять осознанность в этом состоянии. Привычная сосредоточенность на одном является результатом постоянной йогической дисциплины и выдержки. Когда практикующий достигает этого уровня, он возвышается над сферой низшего мозга (подсознательного ума) и переходит к состоянию блаженства, сампраджнята-самадхи —измененному состоянию разума, в котором подавляются неустойчивость и изменчивость мышления. Это дает ему осознанность в состоянии глубокого сна. Существует и четвертое состояние, состояние четвертого измерения. В йоге его называют турийя; это состояние «неосознанного сознания». С недавнего времени этим состоянием, в котором сознательный разум исчезает, хотя само сознание продолжает существовать во всей его полноте, заинтересовались и современные психологи. Это состояние называют также «измененным состоянием сознания». Учение йоги помогает установить атмосферу покоя и привычной сосредоточенности на одном. Оно ведет к единству мыслей и действий и предписывает определенные методы очищения разума. Это учение наделяет человека осознанностью, останавливает внутренний диалог и обеспечивает внутреннее безмолвие. Оно вызывает отстраненность, приносит физическое и умственное здоровье, расширяет сознание и предлагает практикующему указания по определенному режиму питания, благоприятному для укрепления дисциплинированности и воздержанности. В соответствии с различными типами характера человека учение йоги делится на несколько направлений:
|