Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тюмень 2010






СОДЕРЖАНИЕ

1. ДАНИЛОВА Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения…………………………………………………………………...…….2

 

2. Задания к контрольной работе по курсу латинского языка для студентов заочной формы обучения………………………………...…..27

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

Кафедра философии, истории и социологии

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Т.А.Кольцова «____» _____________2010 г.

 

 

ДАНИЛОВА Н.В.

 

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

Учебно-методическое пособие

Для студентов юридического факультета

Очной и заочной форм обучения

 

Тюмень 2010


ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения. Тюмень: ТГАМЭУП, 2010. 26 с.

 

 

Практикум подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальностей юридического факультета очной и заочной форм обучения. По своей направленности курс «Латинский язык» носит практический характер, предполагая формирование таких конкретных умений и навыков, как умение читать, переводить и комментировать оригинальные юридические тексты. В связи с этим большая часть времени на занятиях курса отводится на выполнение практических заданий с привлечением учебной литературы и словарей.

Этот материал можно считать своеобразным приложением к учебно-методическому комплексу по латинскому языку (Данилова Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК: Учебно-методический комплекс. Тюмень: ТГИМЭУП, 2007).

Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии, протокол заседания кафедры № 7 от 19 февраля 2010 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № ___ от «___»________ 2010 года.

 

 

Рецензенты:

Рацен Т.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета.

Смыслова С.Л., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета.

 

Автор-составитель: к.ф.н., доцент Н.В. Данилова

 

  © ТГАМЭУП, 2010
  © Н.В. Данилова, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ТГАМЭУП специальности «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. В структуре современного юридического образования дисциплина «Латинский язык» призвана способствовать подготовке терминологически грамотного специалиста, формированию его профессиональной языковой культуры.

Латынь называют языком многих отраслей человеческого знания, в том числе и юриспруденции. Классическое юридическое образование немыслимо без знакомства с античностью, поскольку предполагает знание, глубокое понимание и правильное употребление специальной терминологии и фразеологии, уходящих своими корнями в латинский язык. Освоение латыни как фундамента европейской языковой культуры в целом и юридической терминологии в частности способствует воспитанию квалифицированного специалиста, умеющего обнаружить в языке многие культурные смыслы.

С помощью латыни возможно полнее изучить римское право, которое легло в основу современного западноевропейского права и, через посредство византийского, оказало влияние на древнейшие источники русского права (договоры русских с греками, Русская правда). Знакомство с римским правом, основанное на чтении первоисточников в оригинале, учит юриста выражать свои идеи и дает ему множество таких понятий и навыков, которые обогащают культуру его профессионального мышления и придают его образованию классический «лоск».

Знакомство с латинской грамматикой помогает студенту-юристу при изучении специальных курсов, различных дисциплин, повышает языковую культуру и способствует расширению общего кругозора. Математическая точность, свойственная грамматическому строю латинского языка, служит материалом для развития столь необходимого для юриста логического мышления.

Учебно-методическое пособие по курсу «Латинский язык» содержит в тезисной форме весь объём информации, которой должны овладеть студенты в процессе изучения предмета. Изучение латинского языка предполагает формирование у студентов навыков чтения латинских текстов, приобретение системных знаний о грамматическом строе латинского языка, овладение на основе грамматического анализа методикой перевода оригинальных юридических текстов. Помочь студенту в приобретении этих знаний, умений и навыков призвано учебно-методическое пособие «Латинский язык в таблицах и схемах», составленное в виде компактных наглядных материалов.


LINGUA LATINA*

*Latini – латины – италийское племя, населявшее область Лаций (Latium), расположенную на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению р. Тибр.

ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Этапы развития:

1. Архаический (доклассический) – VII-II вв. до н.э.

§ Долитературная латынь – VII-III вв. до н.э. 753 г. до н.э. – основание Рима, жители называют себя “римляне” (Roma → Romani). Эпиграфика: Законы двенадцати таблиц.

§ Литературная латынь – III-II вв. до н.э. Знакомство с греческой литературой. Ливий Андроник, Невий, Энний, Плавт, Теренций, Катон, Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, Сципион Назика, отец и сын Сцеволы.

* эпоха царей и Римской республики

2. Классический («золотая латынь» – за совершенство грамматики, разнообразие жанров и стилистических средств) – I в. до н.э.–14 г. н.э. – Цицерон, Цезарь, Катулл, Вергилий, Лукреций, Гораций, Овидий, Тит Ливий, Теренций Варрон, Плиний Секунд, Гай, Секст Помпоний, Домиций Ульпиан.

* Римская республика и принципат

3. Послеклассический («серебряная латынь» – своеобразие синтаксических средств) – I в. – Сенека, Петроний, Марциал, Тацит, Ювенал, Апулей, Авл Геллий.

*эпоха ранней Империи

4. Поздняя латынь – II-V вв. Изменения в фонетике (музыкальное ударение сменяется экспирá торным), грамматической системе – св. Иероним “Biblia Vulgata”, Аврелий Августин, кодекс Юстиниана.

*время расцвета империи, поздней империи и возникновения, после ее падения в 476 г., варварских государств.

Этапы функционирования:

5. Средневековый – V-XV вв. Изменение алфавита и правил чтения.

Различные судьбы латыни литературной (sermo urbanus) и разговорной (sermo rusticus):

sermo urbanus – литературный язык Средневековья (хроники, романы, новеллы, поэмы, сборники песен, драмы, философская и богословская литература, “Carmina Burana”, “Gaudeamus”).

sermo rusticus – язык-основа для формирования языков романской группы (Romanus – “римский”): итальянского, сардинского, французского, окситанского (провансальского), испанского, каталá нского, галисийского, португальского, румынского, молдавского, ретороманских, далматинского.

6. Возрождение – XIV-XVI вв. Интерес к античности, ориентация на классическую латынь, в противоположность латыни церкви и университетов, которую гуманисты называли «кухонной латынью» – Томас Мор, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелло, Николай Коперник.

7. Новое время

§ эпоха Просвещения – XVII-XVIII вв. Язык дипломатии, науки, религии. Декарт, Спиноза, Бэкон, Ньютон, Лейбниц, Линней, Ломоносов.

§ XIX в. – наши дни.

«Мертвый язык» - не является родным ни для кого из наших современников, язык католического богослужения, официальный язык Ватикана, язык научной терминологии, основа для формирования лексической системы многих языков: «университет, институт, факультет, лекция, семинар, консультация, экзамен, семестр, аудитория, аттестат, абитуриент, ректор, профессор, кандидат, доктор, доцент, аспирант, ассистент, лаборатория, лаборант, каникулы, СТУДЕНТ».


ФОНЕТИКА

Алфавит. Правила чтения

НАЧЕРТАНИЕ НАЗВА НИЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ПРИМЕРЫ
A a а [а]  
B b бэ [б]  
C c цэ [ц] *перед e, i, y *перед ae, oe [к] *перед a, o, u *перед au *перед согласными *на конце слова ce ntum, ci r cu lus, Cycl ops, Cae sar, coe ptum, ca sa, cau sa, co llega, di c!
► cu [кв] cu i
D d дэ [д]  
E e э [э]! перед ним согласный не смягчается!  
F f эф [ф]  
G g гэ [г]  
► gu [гв] ► lin gu a
H h ха [γ ] ≈ укр. Г, нем. H h ora
► в грецизмах: ch [х], ph [ф], th [т], rh [р] ch aos, ph iloso ph us, rh y th mus
I i и [и] перед / после согласного [й, j] * между гласными * перед гласным в начале слова i b i m a i o r, i u s
J j йот(а) [j] введена в XVI в., во многих изданиях не используется m a j o r, j u s
K k ка [к]рано утратилась, сохранилась в словах “Kalendae (K., Kal.)”, “Kaeso (K.)”  
L l эль [л˙ ]  
M m эм [м]  
N n эн [н] [ŋ ] перед c, g, gu, qu a nc ora, i ng ens, li ngu a, qui nqu e
O o о [о]  
P p пэ [п]  
Q q ку [-]имеет только такой вид: qu [кв] + гласный  
R r эр [р]  
S s эс [с] [з]между гласными s anu s, r o s a
► su ► per su adeo   Con su etū do est altĕ ra natū ra. su us
[св] su avis, con su esco, su adeo, Su ebi и в производных [су]в остальных случаях
T t тэ [т]  
► TI + гласный Beō ti a be s ti a, A t ti u s, mi x ti o mili ti a
[ти] * to ti u s * в грецизмах * после s, t, x [ци] в остальных случаях
U u у [у] ► [в] cu [кв], gu [гв], qu [кв], su [св] c u ra cu i
V v вэ [в] ≈ англ. W введена в XVI в.  
X x икс [кс] [кз]между гласными  
Y y ипсилон [и]в грецизмах  
Z z зет(а) зед(а) [з, дз] в грецизмах  
                 

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал