Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие теоретические положения






 

Исправное состояние изоляции электрооборудования в значительной степени определяет безаварийность работы судовой электростанции от которой напрямую зависит живучесть судна. Поскольку определить электрическую прочность изоляции в эксплуатационных условиях на судах практически невозможно, то оценку ее состояния производят путем измерения сопротивления изоляции относительно корпуса судна. Хотя численное значение сопротивления и не может служить основным и единственным критерием оценки ее общего состояния, сравнение результатов замеров, произведенных в различные периоды времени, дает возможность судить о ее качествах, своевременно обнаруживать ее ухудшение, определять причины и по возможности устранять их.

Различают поверхностное и объемное сопротивление изоляции.

Поверхностное сопротивление снижается при увлажнении, загрязнении и других факторах, ухудшающих состояние поверхности изолятора.

Объемное сопротивление изоляции падает в результате впитывания влаги или степенного изменения физико-химических свойств изоляционных материалов под воздействием климатических факторов, нефтепродуктов, температуры и т.д. Такое воздействие ухудшение свойств изоляции называют старением изоляции.

Нормы сопротивления изоляции судовых электрических сетей (табл.1.2.1) установлены Правилами Морского Регистра в зависимости от назначения и числа подключенных элементов электрооборудования.

Для электрических машин большой мощности, работающих на напряжении более 500 В, сопротивление изоляции должно быть

[МОм].

Сопротивление изоляции сетей постоянного тока, находящихся под напряжением, обычно контролируется с помощью высокоомного вольтметра, измеряющего напряжение между шинами, а также каждого полюса по отношению к корпусу судна. При этом сопротивление изоляции рассчитывается по результатам трех замеров

[МОм]

где RВ - сопротивление вольтметра;

U1, U2, U3 - показания вольтметра в соответствующих положениях переключателя.

Таблица 1.2.1

Элементы электрооборудования Сопротивление изоляции МОм
Новых или вышедших из капитального ремонта Находящихся в эксплуатации
1.Отдельный фидер сети: Осветительный Силовой   1, 5 1, 0   0, 5 0, 5
2.Электрическая машина напряжением до 500 В и мощностью до 100 кВт: свыше 100 кВт:     1, 5 2, 0     0, 7 1, 0
3. Г Р Щ 2, 0 1, 0
4.Авральная сигнализация (вся сеть с включенными приемниками)   1, 0   0, 5
5.Установки слабого тока (при напряжении до 100 В)   0, 3   0, 3

Все практические методы контроля сопротивления изоляции основаны на измерении токов утечки через сопротивление изоляции на корпус судна.

Одним из наиболее простых и наиболее распространенных методов, применяемых для испытания изоляции как при ее изготовлении так и в процессе эксплуатации на судах является замер ее сопротивления мегомметром (или мегометром, или мегером). Измерение сопротивления изоляции участков судовой сети и электрооборудования, не находящегося под напряжением производят при помощи переносных мегомметров с рабочим напряжением 500, 1000 и 2500В. Мегомметр, например, типа М1101, имеет три зажима: Л - линия, З - земля и Э - экран, которые подключаются согласно схеме на рисунке 1.2.1.

Вывод Э необходимо использовать для устранения влияния поверхностных токов утечки. Значения сопротивления изоляции отсчитывают по шкале прибора при вращении ручки мегомметра с частотой вращения около 120 об/мин и через 1 минуту после приложения испытательного напряжения. Все блоки, электронные приборы и другие изделия с полупроводниковыми элементами на время измерений должны быть отключены или отсоединены от проверяемого участка сети во избежание их повреждения.

Применение высокого напряжения при измерении сопротивления изоляции определяется его нелинейной зависимостью от приложенного напряжения. Периодический контроль сопротивления изоляции участков судовой сети переменного тока, находящихся под напряжением 127, 280 и 380В, при их отключении производят с помощью щитовых мегомметров (М1503, М1603). Использование периодического контроля сопротивления изоляции судовых сетей не всегда достаточно эффективно, поэтому электростанции современных судов, как правило, комплектуются приборами непрерывного контроля сопротивления изоляции судовой сети типа " ПКИ", " УКИ-1", " Электрон-1" и др., предназначенными для судовых электроэнергетических систем переменного тока с изолированной нейтралью напряжением до 400 В.

 

Контрольные вопросы

1.Назовите требования Морского Регистра к сопротивлению изоляции судовых электрических сетей и судового электрооборудования.

2.Какие факторы и как определяют сопротивления изоляции в судовой сети.

3.Какие методы контроля и измерения сопротивления изоляции применяются на судах.

4.Опишите принцип действия мегомметра.

5.Опишите принцип действия измерительной и контрольной частей прибора " Электрон".

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал