Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Критерии выбора аппликатуры






Гамма сама по себе – это скорее абстрактный, нежели мелодический элемент (хотя иногда гаммы можно встретить и в музыкальном произведении). Являясь неотъемлемой частью инструментальной техники, игра гамм позволяет исполнителю в дальнейшем легко ориентироваться на грифе. Став менее универсальными по сравнению с прошлым, гаммы по- прежнему остаются ценными и полезными элементами для отработки навыков перемещений по грифу.

Гаммы следует играть правильно, определенными пальцами в любом ритме. Для обеспечения данного условия в тетради с упражнениями №1 представлены указанные аппликатуры. Делая равные промежутки между сменами позиций, вы сможете лучше контролировать движения всей левой руки. Это поможет избежать задержек из-за помех со стороны инерции, то есть решить проблему собственного веса руки. При определенной аппликатуре попытка совершения перемещений левой кисти с точной периодичностью (с точки зрения продолжительности нахождения кисти в каждом положении) позволит исполнителю находиться в состоянии контролируемого равновесия при любых перемещениях.

В музыкальном контексте выбор аппликатуры, которая может и должна использоваться зависит от ритма и характера произведения, так же во внимание должны приниматься возможности самого инструмента. В примере 8 проиллюстрированы различные варианты исполнении одной гаммы, в данном случае это гамма До-мажор.

Пример 8

 

В примере 8а мы четко видим влияние трех факторов, о которых говорилось выше. Так как темп в нем медленный, процесс перемещения кисти от второй позиции к четвертой не представляет никаких трудностей. Чтобы сыграть ноты с выразительностью, на четвертой струне используется прием portamento вторым пальцем левой руки. И последнее, принимая во внимание строение инструмента, последнюю ноту До следует играть на третьей струне, зажав ее вторым пальцем, чтобы удобно было сыграть следующий за гаммой аккорд.

В примере 8b и 8с все очевидно.

Рассматривая гамму До-мажор в другом аспекте, можно найти и другие не менее важные критерии для выбора пальцев. В примере 9 представлены две разные аппликатуры для этой гаммы в двух октавах.

 

Пример 9

 

Если мы играем в медленном темпе, то ни при одном из двух вариантов для исполнителя нет технических трудностей и поэтому оба из них можно считать правильными. Однако если играть гамму с повторением и в более быстром темпе, то быстрая смена позиций станет более трудной.

В примере 9а может быть потеряно равновесие или контроль при попытке подстроиться под новый темп. В процессе игры гаммы вы не сможете не заметить, что пальцы находятся в постоянном движении в то время, как кисть движется только тогда, когда рука переносит ее на новую позицию, где она и остается до того момента, когда становится необходимо снова сменить позицию.

В данном примере используются две позиции: первая и пятая, и такой выбор наиболее предпочтителен, если мы хотим сделать моменты «отдыха» кисти левой руки более размеренными. Так же, если промежутки между сменами позиций будут максимально одинаковыми, нам удастся лучше контролировать движения всей руки вперед и назад.

Таким образом, при игре по схеме 9а мы увидим, что в промежутках между сменами позиций нет никакого баланса: в первой позиции нам приходится играть 12 нот, а в пятой только 5. Следовательно, данный вариант не позволяет нам свободно и с легкостью увеличить скорость игры, и даже достигнув хороших результатов, нам придется затратить на это больше энергии. Поэтому в наших условиях пример 9b является наиболее оптимальным.

Итак, с чисто технической точки зрения, выбор определенной аппликатуры для гаммы должен обуславливаться периодичностью, т.е. все ваши перемещения должны происходить с равными интервалами с учетом времени нахождения левой кисти в каждой из позиций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал