Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания и порядок возникновения и прав на землю. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права принадлежность земли различным субъектам земельных отношений. В силу особых свойств земли, главными из которых является естественное происхождение и функционирование в составе экологической системы, принадлежность в данном случае понимается как экономическое господство над землей, которое санкционировано правовыми нормами. Земля не является результатом человеческой деятельности и не может присваиваться как обычные вещи, она всегда выступает как общечеловеческий ресурс. Право собственности на землю в субъективном смысле (как субъективное право) представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Формы права собственности. Право собственности на землю реализуется через принадлежность земли конкретным субъектам этого права, т. е. через формы и виды права собственности на все земли в пределах Республики Беларусь. В соответствии со ст. 2 КоЗ право собственности на землю выступает в двух формах: государственной и частной. Право государственной собственности на землю составляет основу земельного строя Республики Беларусь. До 1993 года это право было единственной правовой формой реализации права собственности на землю. Право государственной собственности признавалось исключительным правом. Некоторые признаки, свидетельствующие о приоритете права государственной собственности на землю (закрепление государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения на конституционном уровне, принадлежность значительной части земель только государству) продолжают сохраняться в законодательстве Республики Беларусь. Право частной собственности на землю возникло в процессе проведения земельной реформы (1991—1999 гг.), одной из задач которой была ликвидация монополии государственной собственности на землю. Как субъективное право частная собственность на землю существует в двух видах: право частной собственности юридических лиц; право частной собственности граждан Республики Беларусь. Самостоятельным видом права собственности на землю в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с порядком об изъятии и предоставлении земельных участков, установленным Президентом Республики Беларусь. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукционов. Без проведения аукционов земельные участки могут предоставляться в случаях, устанавливаемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений об изъятии и предоставлении земельных участков в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. В решении об изъятии и предоставлении земельного участка должны быть указаны: землепользователи, из земель которых изымается земельный участок; площадь земельного участка с указанием, что площадь, подлежащая внесению в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и включению в договор аренды земельного участка (если земельный участок предоставляется в аренду), будет уточнена при установлении границ земельного участка на местности без корректировки решения при отклонении площади земельного участка в пределах допуска, установленного нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, и виды изымаемых земель; лица, которым предоставляется земельный участок; вещное право на земельный участок и срок его действия в случае, если право является срочным; целевое назначение предоставляемого земельного участка, а также назначение земельного участка в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной в установленном порядке, и при необходимости сведения о переводе земельного участка из одной категории в другую; сведения о том, что земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома предоставляется гражданину как нуждающемуся в улучшении жилищных условий (если земельный участок предоставляется по данному основанию); размер и условия платы за земельный участок, предоставляемый в частную собственность, или за право заключения договора аренды земельного участка; размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмещения, определенный счет республиканского бюджета, предназначенный для зачисления на него соответствующих платежей; наличие ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка, в том числе земельного сервитута; условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование; иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и иные условия занятия земельного участка). В случае, если земельный участок изымается для государственных нужд, в решении о его изъятии и предоставлении должно быть указано, что этот участок изымается для государственных нужд с указанием оснований (одного или нескольких) с приложением копий документов (либо выписок из них), подтверждающих эти основания.
|