Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тестовый материал. 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: А
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; В. Сознание того, что меня окружают друзья. 2. Если бы играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком; В. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. 4. Мне нравится, когда люди: Б. С удовольствием работают в коллективе; В. Стремятся выполнить свою работу лучше других. 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности; Б. Были верны н преданы мне; В.Были умными и интересными людьми. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: А.С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться; В. Кто может многого достичь в жизни. 7. Больше всего я не люблю: 8. По-моему, хуже всего, когда педагог: А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; Б. Вызывает дух соперничества в коллективе; В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает. 9. В детстве мне больше всего нравилось: А. Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел; В. Когда меня за что-нибудь хвалили. 10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: Б. По-настоящему увлечен своим делом; В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь школа должна: 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений; В. Для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: В. Мои усилия хорошо вознаграждаются. 14. Я люблю, когда: Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; В. Приятно провожу время с друзьями. 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать; Б. Написали о моей деятельности; В. Обязательно рассказали в коллективе, в котором я работаю. 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 17.Для меня нет ничего хуже, чем: 18.Больше всего я ценю: Б. Возможности хорошей совместной работы; В. Здравый практичный ум и смекалку. 19. Я не люблю людей, которые: 20. Приятно, когда: А. Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей; В. Вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: Б. Авторитетным; В. Требовательным. 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: А.О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б.О жизни знаменитых и интересных людей; В.О последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы А. Дирижером; Б. Композитором; В. Солистом. 24.Мне бы хотелось: 25.Для меня важнее всего знать: Б. Как достичь цели; В. Как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: Б. Прежде всего выполнить свою задачу; В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: А.В общении с друзьями; Б. Просматривая развлекательные фильмы; В. Занимаясь своим любимым делом. «КЛЮЧ»
Назначение и содержание. Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью методики выявляются следующие направленности: 1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. 10.20. Методика «Опросник профессиональной готовности»
Инструкция. Внимательно прочтите все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое высказывание, ответьте на три нижеприведенных вопроса и оцените свои ответы в баллах(от 0 до 2). 1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем написано в высказывании? делаю, как правило, хорошо — 2 балла; делаю средне — 1 балл; делаю плохо, совсем не умею — 0 баллов. 2. Какие ощущения у вас возникали, когда вы это делали? положительные (приятно, интересно, легко) — 2 балла; нейтральные (все равно) — 1 балл; отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) — 0 баллов. 3. Хотели бы вы, чтобы описанное в высказывании действие было включено в вашу будущую работу? да — 2 балла; все равно — 1 балл; нет — 0 баллов. Свои оценки в баллах занесите в «Таблицу ответов» (номер ячейки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую ячейку вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания вы оцениваете сначала ваше умение (у), затем — отношение (о), затем — желание (ж). В этой же последовательности вы проставляете оценочные баллы. Если вы никогда не делали того, о чем написано в высказывании, то вместо баллов поставьте в ячейку прочерки по первым двум вопросам (у и о) и попробуйте ответить только на третий. Читая высказывания, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и др. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе действий вы умеете делать только одно, то именно это действие вы и оцениваете.
Текст опросника 1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку. 2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (собирать и составлять схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.). 3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.). 4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания. 5. Сдерживать себя, не «выплескивать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение. 6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст. 7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике. 8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдений в специальный дневник. 9. Мастерить красивые изделия из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток. 10. Терпеливо, без раздражения объяснять что-то непонятное кому-либо, даже если приходится повторять это несколько раз. 11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе. 12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии. 13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений. 14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры. 15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого. 16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме. 17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник). 18. Свое свободное время тратить преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным. 19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых. 20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей. 21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстами. 22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек). 23. Регулярно, без напоминания взрослых, ухаживать за животными: кормить, чистить (животное и клетку), лечить, обучать. 24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу. 25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста. 26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы. 27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки. 28. Разбираться в породах и видах животных (лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.), знать их характерные внешние признаки и повадки. 29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно. 30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия. 31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул, законов и умения правильно применять их при решении. 32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, электрической швейной машине, производить монтаж изделий из мелких деталей. 33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении животного или внешнем виде растения. 34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера. 35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей. 36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, выявлять следствия. 37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно. 38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, ботаники, зоологии — читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады. 39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели (одежды, причесок, украшений), интерьеры помещений, конструкции изделий. 40. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры. 41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать схемы, карты, чертежи. 42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представлять расположение предметов или фигур в пространстве. 43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках. 44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное. 45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь. 46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать. 47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической. 48. Занимаясь растениями или животными, выполнять тяжелую физическую работу, переносить неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах. 49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества) 50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух. Назначение и содержание. Опросник (методика) разработан Л.Н. Кабардовой. Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Методические рекомендации. Определение склонности (наибольшей предпочтительности) к какой-либо профессиональной сфере осуществляется на основе сопоставления сумм баллов (по вертикали для каждого столбца таблицы 8) по трем шкалам (умения, отношения, пожелания). Нулевые показатели не учитываются и могут быть приняты во внимание только при качественном анализе. Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на вопросы о и ж соотносятся с реальными умениями субъекта, т.е. с высокой оценкой по первой шкале (у) (см. табл. 8). Например, соотношение трех оценок типа 10 — 12 — 11 благоприятнее, чем соотношение 3 — 18 — 12, так как в первом случае оценки более обоснованы наличием у него соответствующего опыта в данной сфере деятельности. Обязательно анализируются высказывания, которые субъект оценил наибольшим количеством баллов, т. е. 2 — 2 — 2, а также высказывания, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней, т. е. 2 — 2 — 1 или 1 — 2 — 2. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до некоторых конкретных специальностей (например, склонность к работе в области «человек — знаковая система»: филолог, историк, редактор, переводчик, журналист и т.д.), во-вторых, для того, чтобы выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами (например, учитель математики — «человек — знак», модельер — «художественный образ — человек»).
Таблица 8
Обозначения: Ч—3 — «человек — знак», Ч—Т — «человек — техника», Ч—П — «человек — природа», Ч—X — «человек — художественный образ», Ч—Ч — «человек — человек»; у — оценка умения, о — оценка отношения, ж — оценка желания.
|