Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребительское поведение
Суть понятия «потребность» состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные объекты богатства (как вещественные, так и духовные). Классификация потребностей 1. Первичные потребности: еда, сон, одежда. 2. Вторичные потребности: самовыражение, развлечение, духовное развитие. Вторичные потребности удовлетворяются, после того как удовлетворены первичные. Первичные потребности не могут быть заменены одна на другую. Вторичные потребности могут быть заменены одна на другую в более или менее широких пределах. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают реальную форму – форму интереса. Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений. Все люди способны сравнивать удовлетворение, получаемое от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Такой вид предпочтений называется чистым, так как не зависит от цен и доходов. Чистые предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор, в отличие от желаний, ограничен ценами и доходом. Утверждение о том, что люди имеют предпочтения, подтверждает факт, что они в действительности ранжируют различные товары и услуги в соответствии со своими вкусами. Структурным элементом ранжирования является набор товаров и услуг по тем или иным признакам. Каждый набор получает оценку потребителя в зависимости от вкуса, опыта и т.д. Сравнивая любые два набора, потребитель может предпочесть один товар другому. Потребности могут меняться со временем в зависимости от умственного развития, образования, внешней среды, воспитания. Установив потребительские предпочтения, экономисты делают дальнейшие предпочтения, приближающие поведение потребителей к более реальным условиям. Так, при выборе товаров для покупки человек ограничен количеством денег, которое он может заплатить. Потребители не могут купить все, что они хотят, поэтому их возможности ограниченны бюджетом. Конечно, на определенном отрезке времени расходы потребителя могут отличаться от его доходов, поскольку существуют кредит и личные сбережения. Процесс потребления не совершается мгновенно, поэтому в изучении потребительского поведения определенную роль играет фактор времени. Поскольку потребление требует определенного времени, оно имеет положительное значение для большинства людей. Связанные с потреблением расходы склады ваются из двух компонентов: 1) денежных затрат на товар; 2) затрат времени на собственное потребление. Потребитель не нуждается ни в микроволновой печи, ни в пылесосе как таковых, а в их услугах. Поэтому (при прочих равных условиях) более покупаемы будут те товары, которые оказывают аналогичные услуги за более короткое время. Теория потребительского поведения. Объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Теория потребительского поведения показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, предпочтения, доход.
|