Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение рыночной структуры и рыночной власти
Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и имеет собственную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: – рынок товаров и услуг; – рынок средств производства; – рынок труда; – рынок инвестиций; – финансовый рынок; 2) по географическому положению: – местный рынок; – региональный рынок; – национальный рынок; – мировой рынок; 3) по степени ограничения конкуренции: – монополистический рынок; – олигополистический рынок; – рынок монополистической конкуренции; – рынок совершенной конкуренции; 4) по отраслям: – автомобильный рынок; – компьютерный рынок; – текстильный рынок; – рынок сельхозпродукции; 5) по характеру продаж: – оптовый рынок; – розничный рынок. Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации. Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Одним из проявлений рыночной власти является монополия. Монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монопольные предприятия – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой. Монополистическая деятельность осуществляется на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения прибылей. Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
|