Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции закона стоимости
Закон стоимости рыночной экономики имеет следующие функции. 1. Регулирующая функция. Состоит в том, что закон стоимости (через цены) регулирует объемы производства и продажи отдельных товаров, а вместе с тем структуру всего общественного производства, распределение средств производства и труда между отраслями. Происходит это регулирование через отклонение цен от стоимости товаров на рынке. Равенство спроса и предложения при данном уровне цен позволяет сохранять и стабильный объем производства. Если же спрос на товар будет меньше, чем его предложение, то цена будет ниже стоимости. Производство данного товара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производства невыгодного товара, к перемещению рабочей силы в другие отрасли. При превышении спроса над предложением цена товара будет выше его стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала, средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структура общественного производства приводится в соответствие со структурой общественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом населения на товары и услуги. Это обеспечивает бездефицитность экономики, предупреждает товарный голод, обесценивание денег, снижение уровня потребления. 2. Стимулирующая функция. Состоит в его воздействии на снижение затрат на производство, повышение производительности труда, эффективности производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Цена товара колеблется вокруг средних общественно необходимых затрат труда. Это означает, что рынок создает постоянное экономическое стимулирование товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на производство товара, что обеспечивает им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждый товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально использовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров на базе новой техники и технологии производства. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет социальное расслоение под влиянием рыночной конкуренции и отклонений индивидуальных затрат на производство товара от уровня общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетанию мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм хозяйствования. Но в ходе конкуренции слабые утрачивают хозяйственную самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных. Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены к общественно необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров. Чем больше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем больше приходится за него платить. Но на процесс купли-продажи действует не только трудоемкость, но и многие другие факторы: 1) качество товара; 2) соотношение между спросом и предложением; 3) степень монополизма продавцов и покупателей; 4) государственная политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д. Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимость всегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены.
|