Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Філософія середніх віків,її основні риси. Патристика і схоластика як етапи її розвитку(Августин Аврелій, Фома Аквінський).
Средние века - это период европейской истории, охватывающий временной промежуток с 5 по 13 век нашей эры. Характерной чертой Средневековья было господство христианской религии и церкви во всех сферах индивидуальной и общественной жизни. Христианство стало государственной религией в Римской империи ещё в 312 году н.э., что зафиксировано в Миланском эдикте императора Константина. После крушения Западной Римской империи в 476 году, христианство активно распространяется среди варварских племён Европы. На фоне относительно слабой власти светских правителей, которые постоянно воевали между собой, единая и централизованная власть папы Римского создавала условия для культурно-политического единения Западной Европы, основанного на общей, христианской системе ценностей. Характерные черты философии Средневековья: *Теоцентрический характер, то есть философия обосновывала основные положения христианского вероучения и являлась, по выражению Фомы Аквинского, " служанкой богословия". *Внимание философов сосредоточено преимущественно на двух главных идеях: идее творения (креационизм - учение о создании мира и человека Богом " из ничего", по латыни " ex nihil", и идее откровения (явления Иисуса Христа, которое знаменовало возможность спасения человечества от первородного греха). *Спиритуальный характер, то есть интерес преимущественно к духовным вопросам, и пренебрежительное отношение к земному, материальному бытию. *Эсхатологические черты (эсхатология - учение о конце света и грядущем втором пришествии Христа и Страшном суде), предусматривающие ориентацию на потустороннюю жизнь и грядущее воскресение из мёртвых. *Традиционализм, то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям. Средневековая философия попыталась обосновать христианскую систему миропонимания и обосновать приоритет веры над разумом, сверхчувственного над чувственным, вечного над временным. Но свободная человеческая мысль постоянно вырывалась за пределы, жёстко определённые философии как " служанке богословия" и пыталась найти исключительно свою, философскую истину. Основными направлениями средневековой философии являются апологетика, патристика и схоластика. Формулировка основ христианского вероучения - догматики - которая происходит на Вселенских церковных соборах, первым из которых был состоявшийся в 325 году Никейский собор, приводит к возникновению второго направления средневековой философии - патристики. Название этого направления пошло от имени Отцов церкви (по латыни " патер") - наиболее авторитетных христианских мыслителей, которым церковь доверяла объяснение фундаментальных догматических положений. В рамках патристики закладываются основные принципы средневековой христианской мысли. Патристика также подразделяется на западную и восточную. Последним направлением средневековой философии была схоластика. Её возникновение связано с появлением в 9 веке монастырских школ и началом преподавания философии как самостоятельной учебной дисциплины. Напомним, что философия или диалектика входила в число " семи свободных искусств", которые составляли системы средневекового образования (кроме диалектики к этим искусствам относили грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Термин " схоластика", таким образом, означает " школьная философия". Крупнейшим представителем западной патристики был Аврелий Августин. Августин является одним из крупнейших европейских мыслителей, который первым в своей книге " О Граде Божьем" (сформулировал христианское понимание истории). В соответствии с ним, история имеет своё начало (момент творения), кульминацию (жизнь, смерть и воскресение Христа) и завершение (второе пришествие и Страшный суд). Каждое историческое событие, согласно Августину, является неповторимым, значимым и уникальным в контексте грядущего спасения или проклятия. Но Августин осмыслил не только историю человечества, в своей знаменитой " Исповеди" он дал блестящее описание духовных исканий человека и доказал важность обращения души к Богу. Августин является основоположником жанра исповеди в мировой литературе. Золотым веком схоластики считается тринадцатое столетие, а её крупнейшим представителем Фома Аквинский. Фому Аквинского часто называют " Средневековым Аристотелем", так как он упорядочил существовавшее в то время знание и привёл его в состояние логически безупречной, строгой системы, в основе которой лежит христианское вероучение. Главным трудом философа стала книга " Сумма теологии". Фома Аквинский также формулирует пять доказательств бытия Бога - - Бог как источник движения; - Бог как порождающая причина; - Бог как необходимость, царящая над миром случайностей; - Бог как носитель наивысшей степени совершенства; - Бог как конечная цель развития мира. В целом, Средневековье представляет интересную для развития философия эпоху, смыслом которой стало создание исключительно религиозной, духовной философии. Эта присущая Средневековью высокая духовность привлекает внимание современных исследователей. Но, с другой стороны, то, что Средневековье игнорирует " земного", плотского человека, говорит о его односторонности, которая, вероятно, и стала главной причиной кризиса этой мировоззренческой системы.
|