Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение права и моральных норм.
Соотношение норм права и норм морали складывается из двух типов связи: взаимоподдержки, основанной на единстве и однонаправленности действия; конфликта, основанного на различиях и противоречиях. Единство права и морали выражается в том, что: - обе эти категории являются надстроечными; - представляют собой разновидность социальных норм; - опираются на единый политический фундамент; - имеют один и тот же объект регулирования; - основываются на свободе воли индивида; - служат для упорядочения общественных отношений; - являются показателями социального и культурного развития общества. Соотношение права и морали Под моралью понимается один из способов регулирование поведения человека в обществе с помощью норм, кот. получают обоснование в виде идеалов добра и зла, долга справедливости и т. п. В отличие от правового регулятора норма морали имеет менее формализованный характер. Это касается и самого правила поведения, и тем более санкций. Они обеспечиваются не гос-ым принуждением, а общественным мнением, оценками со стороны окружающих и т. д. Жесткой грани между правом и моралью нет изначально. Общ-ые отношения не содержат чего-то такого, что может решаться только правовым способом или регулироваться морально. Главные отличия: за нарушение правовых норм возможно гос-ное принуждение, а моральных- обществ-ное принуждение. Разница связана с гос-вом, главное, что отличает право от др. соц-ых регуляторов, заключается в его связи с гос-вом. Правовое поведение дает возможность для вынесения обязательного решения. Юстициабельность- есть возможность обращения в суд, правовое поведение в публичном пространстве. Право и мораль различаются: 1. Мораль складывается стихийно и начинает действовать по мере обладания сознания у большинства. Правовые нормы создаются спец-ой правотворческой деятельностью, вводятся в действие с такого-то числа, должны соблюдаться безотносительно к мнению адресата. 2. Право это равный масштаб, применяемый к разным людям. Моральный принцип- кому больше дано, с того больше и спрос. Право формальный регулятор (всякий, любой, каждый) 3. Право предлагает конкретизированный, детализированный вариант поведения, мораль предлагает только принцип поведения или указывает на цель, с которой должен двигаться человек, должен сам выбирать вариант поведения. 4. Право зафиксировано в официальных источниках - институализировано. Мораль содержится в сознании. 5. Воздействие права и морали. Поддерживают друг друга, все основные требования морали зафиксированы в праве. 6. Проблемы противоречий права и морали: мораль консервативна, право прогрессивно, мораль категорична. Регулировать (в соц-ой жизни- значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление, функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. Общество- сложное, неравновесная система. На чел. общество могут воздействовать из вне и изнутри. Существуют потребность в определенном упорядочении. Доцивилизационное состояние-естественное определение. Далее потребовалось управление: выделение специальной группы людей. Управленческая деятельность включает в себя и организацию, и регулирование, и др. аспекты.. Различие права и морали проявляется в том, что: - нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей; - нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку; - нормы права представляют собою более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил; - нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали «живут» в сознании людей; - право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения; - право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является; - мораль обладает более высоким уровнем требований, чем право. Однонаправленность действия права и морали: - право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений; - их требования во многом совпадают; - мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления; - один и тот же поступок получает в глазах людей одну и ту же оценку – как правовую, так и моральную; - право и мораль плодотворно сотрудничают в отправлении правосудия в деятельности органов правопорядка, юстиции. Противоречия между правом и моралью: - нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается. (Известно, что фактический, незарегистрированный брак не влечет юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону – да, а согласно морали? И наоборот); - право нечто запрещает, а мораль разрешает. (В советском УК были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие показания против родителей и близких родственников).
10. Обычай — это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений. 11. Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. При этом либо оно рассматривалось как воплощение справедливости, либо выдвигалась цель привести его в соответствие со справедливостью. Из этого можно заключить, что справедливость - одна из ценностей права, причем наиболее долговечных и существенных. Многие ценности права преходящи. Таковы равенство, национальный интерес, классовый интерес, прогресс, верность сложившимся обычаям, права личности. Все они появляются на определенном историческом этапе. Было время, когда они вовсе не признавались и не могли признаваться из-за отсутствия наций, классового сознания, индивидуализма и т.п. Справедливость принадлежит к числу вечных ценностей или основных принципов права. Помимо справедливости к ним можно отнести лишь общее благо и соблюдение законов (в широком смысле слова). Больше того, справедливость - не только вечная, но и высшая ценность в праве. Все остальные соизмеряются с ней и действительны лишь при условии, что они не противоречат справедливости. Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспринималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: " Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное постановление его мы считаем справедливым". Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой. Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т.д. Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенство людей перед законом и судом и т.д. Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т.д. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного. Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Данная реакция может выражаться в форме поощрений, вознаграждения, наказания и иных мер воздействия негативного характера. Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы. Дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип (некоторые ученые называют его сверхпринципом), который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе. Большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений. Представления о справедливости у разных народов, в разные эпохи неодинаковы. Считается, что понятие " справедливость" - идеологическое явление. Любой класс или группа, стоящие у власти, стремятся навязать обществу свое представление о справедливости. Это объясняется тем, что одним лишь принуждением нельзя обеспечить власть и исполнение законов. Властвующие стремятся оказывать воздействие на поведение и поступки людей идеологическими средствами, например с помощью морали, убеждения, религии, искусства и др. Вместе с тем существует общечеловеческое представление о справедливости, как и представления, присущие данному обществу или народу, доминирующие в сознании конкретного народа. Если принятый обществом или стоящими у власти масштаб нравственно оправданного и соразмерного соответствует пользе общества, он трактуется как справедливость. Критерий соразмерности всегда присутствует при оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого. Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить как прогрессивное, демократическое. Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости: справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права; право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение; в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов; справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания; справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств; справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений. Надо отметить, что норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое. Истребования юридической справедливости всегда нацеливают применителя нормы права на принятие справедливого решения, не выходящего за рамки законности. Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности. 12. Понятие " источник права" достаточно емкое, и в зависимости от того, что берется за основу при рассмотрении данного вопроса, может иметь различное понимание. Так, если рассматривать право с точки зрения его природы, то под источниками права будут пониматься естественные и неотъемлемые права и свободы человека. Источником права может выступать государство, если считать право продуктом воли законодателя, но в этом случае необходимо будет признать, что право чаще будет является в руках государства силой направленной на подчинение и подавление личности и общества в целом. Если говорить о праве как способе упорядочения общественных отношений, то источником права будут выступать экономические отношения, формы собственности, материальные условия жизни людей. Традиционно понятие " Источник права" употребляется как специальный правовой термин для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Таким образом, источниками права, в юридическом смысле, являются признанные государством и установленные им способы документального закрепления и выражения правовых норм. К ним относятся официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, Закон, Указ Президента, постановление Правительства, решение местного органа самоуправления и пр. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства - будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение. В современном мире к основным источниками права относят:
Правовой обычай - один из древних источников права, это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения. Но не каждый обычай становится правовым, а только тот, который санкционирован, т.е. признан государством - в законодательстве имеется ссылка на него и государство придает ему обязательную юридическую силу как норме права. Так, кодексом торгового мореплавания закреплено положение о том, что в случае отсутствия правовой нормы, регулирующей правила погрузки и разгрузки судов и размер платы за их простой, применяются правила, сложившиеся в данном порту. Юридический прецедент как источник права - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел в дальнейшем. Это решение становится обязательным для всех, т.е. получает государственную поддержку. Этот вид источников права распространен преимущественно в странах англо-саксонской правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д. Нормативный договор - соглашение между субъектами, содержащее обязательные для участников данного соглашения юридические нормы. Особенностью этого вида источников права является то, что, действуя в рамках общего законодательства, стороны добровольно и свободно устанавливают условия договора, взаимные права и обязанности. Нормативный договор развит во многих областях права, в том числе международном и внутригосударственном праве, например, Федеративный договор Российской Федерации 1992г., устанавливающий принципы взаимоотношений между субъектами Федерации, разграничении предметов ведения и пр. В трудовом праве - это коллективный и индивидуальный трудовые договоры, определяющие порядок взаимоотношений между работодателем и работниками. В гражданском праве - договоры купли-продажи, найма, аренды и пр. Примером того, что договор является одним из источников права, имеющих достаточный юридический вес, могут служить положения ст. 422 Гражданского кодекса РФ. Так, если после заключения договора, например купли-продажи, принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем действовавшие на момент заключения договора, то этот договор сохраняет свою силу, кроме случаев, когда в законе прямо установлено, что его положения распространяются и на договоры заключенные ранее. Одним из наиболее распространенных источников права является нормативно-правовой акт. Нормативный акт - это официальный письменный документ, содержащий нормы права, направленные на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся законы, указы, постановления, распоряжения и иные нормативные документы, издаваемые органами государственной власти. Нормативно-правовой акт обладает следующими основными признаками:
13. Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени. Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений. Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида. Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество). Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений. Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И тем не менее все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ. Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как " покупатель" и " продавец". Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость (В.М. Сырых). Благодаря тому что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором. Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого не следует, что понятия " право" и " норма права" соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам; 2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов; 3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием; 4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей; 5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
14.Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая. Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции. Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности. В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями. Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие. Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др. Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права. Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе». Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы. Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции. Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.
|