Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки правомерного поведения 6 страница






Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие и др. Основным назначение политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обесᴨ ȇ чивает политическую организованность общества и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управление неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они, по существу, определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы аппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обесᴨ ȇ чения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражается в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь, прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

 

80. Политическая система общества представляет собой органическое единство государственных и общественных организаций (институтов), осуществляющих социально-политическое управление обществом. Это системное образование имеет сложную структуру, состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей между ними.

Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты.

Государство как полновластная организация занимает в политической системе особое место:

- центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство, Парламент, Верховный Суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

- средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структуры среднего уровня служат связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом, которое может быть охарактеризовано как нижний массовый уровень;

- нижний уровень имеет неоднородную и сложную структуру. Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.

Государство находится в постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня. Многообразие форм и методов политического взаимодействия обусловлено, с одной стороны, всеохватным характером государства, с другой стороны, особенностями, которые присущи другим элементам политического общества.

Государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, то есть ведут политическую игру. Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.

Политическое общество в целом по отношению к государству играет арбитражную роль, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Общественный контроль осуществляется различными ассоциациями (партиями и профсоюзами), массовыми, в том числе забастовочными, движениями, народными обществами, состоящими из ветеранов, женщин, молодежи и творческих лиц.

Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов. Негласные, теневые пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентского лобби и политических фракций.

Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии - политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место: их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах.

Профсоюзы как организации по защите профессиональных интересов трудящихся по отношению к государству могут занимать различные позиции: от полного сотрудничества до открытой конфронтации. Во многом эти взаимоотношения определяются режимом государственной власти. В условиях авторитарного режима профсоюзы теряют свою самостоятельность и выступают в роли проводников государственной политики. В ряде случаев государство делегирует наиболее послушным профсоюзам часть своих зако-нодательных полномочий (ВЦСПС в бывшем Советском Союзе). В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и решают стоящие перед ними проблемы путем согласования своих позиций с возможностями государства удовлетворить предъявленные требования. Ослабление государственной власти, неустойчивый политический режим сопровождаются противостоянием профсоюзов и правительства. При этом наряду с экономическими требованиями выдвигаются лозунги анархо-синдикалистского характера.

Своеобразную роль в политической системе играет церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Отношение государства к церкви как элементу неполитического характера закреплено в конституциях современных государств, в том числе в Конституции

Российской Федерации 1993 г. (ст. 14). В соответствии с Основным Законом церковь формально исключена из политической системы.

Однако прямо и косвенно церковь пользуется своим духовным влиянием для участия в политической жизни, то есть фактически является элементом политического общества.

По характеру социальной сферы можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

Социальная среда распределительного типа формирует тоталитарные политические системы закрытого характера. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников стремится контролировать всех и все, поскольку распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.

Для политических систем закрытого характера характерно стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена информацией обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения.

Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.

Социальная среда рыночного типа формирует либерально-демократические системы открытого характера. Государство в такой среде выполняет роль организатора общественных отношений, базирующихся на товарно-денежной основе; защищает собственность и обеспечивает права и свободы собственников. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей. Индивид, его нрава и свободы ставятся выше коллективных интересов. Положение индивида в политической жизни общества во многом определяется его имущественным состоянием.

Для политической системы открытого характера присущи разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями.

Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, профсоюзов, иных организаций носят конституционный характер. Политическая система выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.

Смешанная социальная среда формирует переходные политические системы, для которых характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов. В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные политические системы нестабильны, однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивого типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную в таких условиях эволюцию политического общества.

81. Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и др., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политический кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в России общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

В юридической литературе[4] выделяются три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений: - информирование государством общественных объединений о принимаемых государственными органами решениях;

- совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная компания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

- законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия.

Государство, в свою очередь, контролирует:

- законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора над тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

- законность источников доходов данных объединений, уплату ими установленных налогов.

Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, а в случае серьезных нарушений – ликвидировать их в судебном порядке.

82. В политической системе большую роль играют политические партии - важные социальные институты политической жизни общества.
Политическая партия - это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы. социальных, экономических, политических преобразований, достижение ею неких целей и идеалов.Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партии в завоевании государственной власти.
Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты. В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата.

83. Проблемы правового государства все­гда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности средневековья и современности. Вопросы типа — Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Ка­ковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широ­кого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», Политик», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену де­мократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрез­мерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и на­силие. Только там, заключал Платон, «где закон — владыка над прави­телями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государ­ства, развивались также в работах вели­чайшего мыслителя древности Аристотеля. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и зако­ну, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Ари­стотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свобо­де, человеческом достоинстве перекликаются гуманисти­ческие воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов.

Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII — XX в. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и др.

Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, мно­гократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориен­тироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объ­единения множества людей, подчиненных правовым законам, где дей­ствует принцип, согласно которому законодатель не может решить от­носительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побужда­ет их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

Значительное освещение и развитие идея правового государства на­шла в произведениях современных западных юристов, политологов и со­циологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в теку­щем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.

Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1, что Испания — это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, ра­венство и политический плюрализм» Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 провозглашающих, что «Федера­тивная Республика Германия является демократическим и социаль­ным федеративным государством» и что «конституционное устройст­во земель должно соответствовать основным принципам республикан­ского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона». Косвенное закрепление идея правово­го государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капи­талистических государств.

Большое значение для совершенствования теории правового госу­дарства имеют работы отечественных авторов. Большое внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового го­сударства, но и наиболее важным условиям их формирования.

Справедливости ради следует заметить, что отечественными автора­ми концепция правового государства в том виде, как она сложилась и прокламировалась на современном Западе, зачастую рассматривалась лишь в критическом плане. Это было правильно и вполне оправданно» когда имелись в виду лишь ее сущность, социальное содержание и на­значение в каждый конкретный исторический период и применительно каждому конкретному господствующему слою или классу. Ведь не декрет, например, что в отношении к любому современному запад­ному государству и властям предержащим данная концепция призвана идеализировать их, показать их «связанность» действующим правом, представить любое западное государство в виде некоего выразителя и защитника интересов всех без исключения слоев общества, верного стража «всеобщей справедливости, законности и правопорядка», коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда является. Однако в однозначном критическом подходе к теории правового государства имелись и значительные натяжки. Издержки такого виде­ния заключаются прежде всего в том, что при оценке данной концеп­ции не учитывался факт создания и применения ее не иначе как в ви­де политического и идеологического средства противопоставления и борьбы с абсолютистскими и иными им подобными режимами, едино­личной властью и произволом монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные сферы жизни общества и деятельности него­сударственных объединений. Упускались из поля зрения и некоторые общечеловеческие ценности, сформировавшиеся в процессе тысячелет­него развития гуманистической мысли и нашедшие свое известное, хо­тя и сугубо формальное, отражение в рассматриваемой теории. Речь идет, в частности, о принципах и идеях, касающихся прав и свобод граждан, о приоритете и «торжестве закона» в условиях демократиче­ского государственного и общественного строя, о примате прав, о со­циальной справедливости и незыблемости законности и правопорядка в условиях правового государства.

84. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие " правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

 

85. В подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отлиается двумя основными особенно-стями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха. Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царст-вующего дома (династии) к другому в установ-ленном законом порядке. Порядок престолонас-ледия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Законодательная практика зарубежных стран знает три системы престолонаследия. 1)Салическая система сводится к тому, что наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престоло-наследников исключаются полностью (Швеция). 2)Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). 3)Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинами мужским линиям преимущество во всех линиях и во всехстепенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий. Наследствен-ный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались. Избирательная монархия представлет собой сочетание монархического и республиканского элементов, В случае вакант-ное™ престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливает-ся регентство, т. е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично реген-том, либо коллегией - регентским советом. Регентство институт чрезвычайно гибкий, эластичный. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречьсяот престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно. Личность монарха законодатель-ством соответствующих стран признается неприкосновенной и даже священной. Монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, совершенно не свойственных президенту. Среди них наиболее характерны атрибуты монархической власти - корона, мантия, трон, скипетр и держава и т. д., а также титул, в котором обычноперечисляются владения монарха, подчеркивает-ся божественное происхождение его власти и т. д. Денежное содержание монарха складывается из доходов от его личного имущества и ассигнова-ний из государственного бюджета, получаемых им по цивильному листу, принимаемому парламентом. Монарх имеет право на резиден-цию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющихего штат. Роль монарха в государственном управлении обществом номинальна, сфера его дискреционных полномочий весьма невелика. Прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал