Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обнаружение пустоты






 

31 мая 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Как научиться жить с пустотой?

Экзистенциальная трансформация неэкзистенциального эго?

Является ли процесс трансформации тоже сновидением?

Как узнать, является ли духовный поиск реальным?

 

 

Первый вопрос:

 

Если в медитации, когда временно отбрасывается «я» и внутри создается пустота, эта пустота не заполняется вхож­дением неизвестного, то ощущается разочарование. Как на­учиться жить с этой пустотой?

 

Пустота - это неизвестность. Не ждите и не надейтесь, что что-то заполнит эту пустоту. Ес-ли вы ожидаете, надеетесь, желаете, то вы не пусты. Если вы ожидаете, что нечто, какая-то неизвестная сила, спустится на вас, то вы не пусты - есть только надежда, есть желание, есть страстное стремление к чему-то. Так что не желайте, чтобы что-либо наполнило вас. Просто будьте пустым. Ничего не ждите.

Пустота - это неизвестность. Когда вы действительно пусты, неизвестное уже спустилось на вас. Это не означает, что сначала вы стали пустым, а затем в вас вошло неизвестное. Вы пусты, и неизвестное вошло. Между этими событиями нет ни единого мгновения промежутка. Пустота и неизвестное есть одно и то же.

Сначала это является вам как пустота; это только внешнее проявление, потому что вы все-гда были наполнены эго. Вы, в действительности, ощущаете отсутствие эго; вот почему вы ощущаете пустоту. Сначала исчезает эго, - но ощущение, что эго больше нет, порождает ощу-щение пустоты. Просто отсутствие... что-то было здесь, а теперь его нет. Эго ушло, но отсутст-вие эго ощущается. Сначала исчезнет эго, а затем исчезнет ощущение отсутствия эго. Только тогда вы действительно будете пустым. А быть действительно пустым значит быть действи-тельно напол­ненным.

Это внутреннее пространство, которое порождается отсутствием эго, и есть божественное. Божественное не приходит откуда -то извне; оно уже здесь. Поскольку вы наполнены эго, вы не можете осознать его, вы не можете увидеть его, вы не можете прикоснуться к нему. Туманный барьер эго мешает вам.

Когда эго отбрасывается, барьер тоже отбрасывается. Заве­сы больше нет. Ничто не дол-жно прийти; все, что должно было прийти, уже здесь. Запомните это: что ничего нового не дол-жно войти в вас. Все, что возможно, уже здесь, уже задействовано. Так что проблема не в дос-тижении, проблема в обнаружении. Сокровище здесь, но оно скрыто - вы должны обнаружить его. После того как Будда реализовался, его много раз спраши­вали: «Что ты приобрел? Чего ты достиг?»

Говорят, что Будда отвечал: «Я не достиг ничего. Скорее, наоборот. Я потерял самого се-бя. А то, чего я достиг, уже было здесь, так что я не могу сказать, что я достиг его. Я не осозна-вал этого, а теперь я стал осознающим. Но я не могу сказать, что я достиг этого. Скорее, нао-борот, сейчас я удивляюсь, как могло случиться так, что я не знал этого раньше. А оно всегда было здесь, за углом - к нему нужно было только повернуться».

Божественное не есть будущее, ваше божественное есть настоящее. Оно здесь и сейчас. В этот самый момент вы им и являетесь – не осознающий, не смотрящий в правильном на-прав­лении или не повернувшийся к нему, вот и все.

Вот радиоприемник: волны приходят все время, но если приемник не настроен на конкрет-ную волну, волны себя никак не проявляют. Вы настраиваете приемник, и наличие волн стано-вится очевидным. Нужна настройка. Медитация является настройкой. Если вы настроены, то все то, что было неявным, становится явным.

Но помните: не желайте, потому что желание не позволит вам быть пустым. А если вы не являетесь пустым, все становится невозможным, потому что нет пространства, в котором мог-ла бы быть обнаружена ваша неявная природа. Чтобы она была обнаружена, необходимо про-странство. И не спрашивайте, как жить с пустотой. Это не реальный вопрос. Просто будьте пус-тым. Вы еще не пустой.

Если однажды вы узнаете, что такое пустота, то вы полюби­те ее. Это экстаз. Это наиболее прекрасное переживание, возможное для ума, для человека, для сознания. Вы не будете спра-шивать, как жить с пустотой. Вы спрашиваете это так, как если бы пустота была страданием. Эго так и считает. Эго всегда боится пустоты, поэтому вы спрашиваете, как жить с нею, как ес-ли бы это был какой-то враг.

Пустота является вашим внутренним центром. Вся дея­тельность происходит на перифе-рии; самый внутренний центр является просто нулем. Все явное находится на периферии; глу-бочайшее ядро вашего существа представляет собой неявный вакуум. Будда дал ему назва-ние - шуньята. Это означает ничто или пустоту. Это ваша природа, это ваше существо, из это-го ничто происходит все, и все возвращается в него.

Эта пустота является первоисточником. Не стремитесь заполнить ее, потому что, когда вы стараетесь заполнить ее, вы создаете все большее и большее эго - эго является усилием за-полнить пустоту. И даже это желание, что сейчас на вас что-то должно спуститься - бог, бо-жественное, божественная сила, какая-то неизвестная энергия, - тоже является мыслью. Все, что бы вы ни думали о Боге, богом не является; это является просто мыслью.

Когда вы говорите о неизвестном, вы делаете его известным. Что вы знаете о неизвест-ном? Даже для того чтобы сказать, что оно является неизвестным, вы должны знать какое-то его качество - качество быть неизвестным. Ум не может постичь неизвестное. Даже неизвест-ное становится известным, и что бы ни говорил ум, это всего лишь разглагольствования, мыс-литель­ный процесс.

Бог не является словом «бог». Мысль о Боге не есть Бог. И когда нет никаких мыслей, то только тогда вы ощутите и осознаете, что это такое. Ничего другого об этом сказать нельзя. На это можно только указать. А все указания являются ошибоч­ными, потому что они не являются прямыми, непосредственны­ми.

Максимум того, что можно сказать - это то, что когда вас нет... А вас нет, когда нет никаких желаний, потому что вы существуете с желаниями. Желания являются пищей, благода­ря кото-рой вы существуете. Желания являются горючим. Когда нет никаких желаний, когда нет ника-ких стремлений, нет будущего и нет вас самих, то такая пустота является полнотой существо-вания. В этой пустоте перед вами раскрывается все существование. Вы становитесь им.

Так что не спрашивайте, как жить с пустотой. Сначала станьте пустым. Нет никакой необ-ходимости спрашивать, как жить с нею. Она настолько наполнена блаженством - в ней глубо-чайшее блаженство. Когда вы спрашиваете, как жить с пустотой, вы, на самом деле, спрашива-ете, как жить с самим собой. Но вы еще не знаете себя. Входите все больше и больше в это.

При медитации вы иногда ощущаете что-то вроде пустоты, но это не реальная пустота. Я называю это разновидностью пустоты. Когда вы медитируете, то на какие-то мгновения, тече-ние нескольких секунд вы ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратил-ся. В начале медитации такие промежутки будут появляться. Но хотя вы и ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратился, само это также является мыслительным про-цессом, очень тонким мыслитель­ным процессом. Что вы делаете? Вы говорите внутри: «Мыс-ли­тельный процесс прекратился». Но что есть эти слова? Это запустился вторичный мысли-тельный процесс. И вы говорите: «Это пустота». Вы говорите: «Сейчас что-то должно случить-ся». Что это? Снова запущен новый процесс движения мыслей.

Когда бы это ни случилось вновь, не становитесь жертвой этого. Когда вы ощущаете, что на вас опускается тишина, не превращайте ее в слова, потому что вы разрушите ее. Ждите не чего-то конкретного, - просто ждите. Ничего не делайте. Не говорите: «Это пустота». В тот мо-мент, когда вы скажете это, вы разрушите ее. Просто смотрите на нее, проникайте в нее, встре-чайтесь с ней, но ждите - не превращайте ее в слова. Через слова ум снова входит с другой стороны, и вы остаетесь обману­тым. Будьте бдительным по отношению к этим проделкам ума. Сначала так и должно случаться, поэтому, когда бы это ни случилось вновь, просто ждите. Не попадайтесь в ловушку. Не говорите ничего - оставайтесь безмолвным. Тогда вы войдете, и тогда это будет не временно, потому что раз вы познали реальную пустоту, вы не можете поте-рять ее. Реальное не может быть утеряно; таково его свойство.

Раз вы узнали внутреннее сокровище, раз вы вошли в контакт со своим глубочайшим яд-ром, то вы можете переходить к деятельности, тогда вы можете делать все, что угодно, тогда вы можете жить обычной мирской жизнью, но пустота с вами останется. Вы не сможете забыть ее. Она все время будет внутри. Будет слышна ее музыка. Что бы вы ни делали, все это будет только на периферии; внутри вы будете оставаться пустым.

И если вы сможете оставаться пустым внутри, будучи активным только на периферии, то все, что бы вы ни делали, становится божественным, все, что бы вы ни делали, принимает свойства божественного, потому что теперь это не идет от вас. Теперь это идет непосредст-венно от первоначальной пустоты, из первоначального ничто. Тогда, если вы произносите сло-ва, то слова эти не ваши. Вот что имел в виду Мухаммед, когда говорил: «Этот Коран говорил-ся не мною. Он пришел ко мне, как если бы кто-то говорил при помощи меня». Это выходит из внутренней пустоты. Вот что имеют в виду индусы, когда говорят: «Веды написаны не челове-ком, это не человеческий документ, а божественный, рассказанный самим Богом».

Имеются символические способы высказывания чего-либо, что является очень таинствен-ным. А это является таинствен­ным: когда вы глубоко пусты, все, что бы вы ни делали или гово-рили, идет не от вас - потому что вас нет. Это идет от пустоты. Это идет из глубочайшего ис-точника существования. Это идет из того же самого источника, из которого пришло все это су-ществование. Тогда вы входите в утробу, в саму утробу существования. Тогда ваши слова больше не ваши, ваши дейст­вия больше не ваши. Это так, как если бы вы были инструментом - инструментом целого.

Если пустота ощущается лишь мгновение, если она прихо­дит и уходит как вспышка, то она не является реальной. А если вы начинаете думать об этом, то даже это нереальное теряется. Не думать в подобный момент представляет собой большое мужество. Это величайший само-контроль, который я знаю. Когда ум становится безмолвным, и вы опускаетесь в пустоту для того, чтобы не думать, требуется величайшее мужество, потому что все прошлое вашего ума будет отстаивать свои права. Весь его механизм будет кричать: «Теперь думай!»

Неуловимыми способами, косвенными методами ваши вос­поминания о прошлом будут за-ставлять вас думать - и если вы думаете, вы возвращаетесь назад. Если вы сможете оставать-ся безмолвным в этот момент, если вас не искусит механизм вашей памяти и вашего ума... Это просто Сатана - ваш собственный ум, который искушает вас. Всякий раз, когда вы попадаете в пустоту, ум искушает вас и создает что-то, о чем нужно думать - и если вы начинаете думать, вы отходите назад.

Говорят, что когда один из величайших Учителей, Бодхид-харма, пришел в Китай, вокруг него собралось много учеников. Он был первым учителем дзэна. Один из учеников, который должен был стать его главным учеником, подошел к нему и сказал: «Теперь я стал полностью пустым».

Бодхидхарма немедленно похлопал его по плечу и сказал: «Теперь иди и выбрось также и эту пустоту! Теперь ты наполнен пустотой - выбрось ее тоже. Только тогда ты действительно будешь пустым».

Вы поняли? Вы можете быть наполненным идеей пустоты. Тогда она парит над вами, она становится облаком. Он сказал: «Выбрось и эту пустоту, а потом приходи ко мне». Если вы го-ворите, что вы пусты, то вы не пусты. Теперь приобрел? значение это слово «пустота» и вы наполнены им. То же самое и я говорю вам: выбросьте и эту пустоту.

 

Второй вопрос:

 

Вы говорили о трансформации и мутации человеческого ума, о преобразовании бес-сознательного в сверхсознательное, о том, что духовность является экзистенциальным экспериментированием. Но вчера вечером Вы сказали, что эго является ложной сущно-стью, что в нем нет никакой реальности. Не означает ли это, что все духовное экспери-ментирование является экзистенциальной трансформацией неэкзистенциального эго?

 

Нет. Духовная трансформация не является трансформа­цией эго; это растворение его. Вы не должны трансформировать эго, потому что как бы его не трансформировать, оно не пере-станет быть эго. Оно может стать более возвышенным, более очищенным, более окультурен-ным, но эго останется эго. И чем более окультуренным оно становится, тем более оно ядовито. Чем более тонким оно является, тем больше оно держит вас, потому что тогда вы не в состоя-нии осознать это. Вы не осознаете даже такое большое эго. Когда оно станет тонким, вы не бу-дете осознавать его; для этого не будет никакой возможности.

Существуют способы очищения эго, но они не являются духовными. К таким методам от-носится мораль. Но между религией и моралью имеется разница. Мораль основывается на методах очищения эго; мораль существует на респектабельнос­ти. Поэтому мы говорим чело-веку: «Не делай этого. Не делай этого — ставкой является твоя репутация. Не делай этого - что скажут о тебе другие? Не делай этого - тебя не будут уважать. Делай это, и все будут ува-жать тебя».

Вся мораль опирается на ваше эго, тонкое эго. Религия не является трансформацией эго, это трансценденция его. Вы просто отбрасываете эго. И вы расстаетесь с ним не потому, что оно плохое. Запомните это отличие. Мораль всегда говорит: «Расстаньтесь с тем, что непра-вильно, и делайте то, что правиль­но». Религия говорит: «Оставьте то, что является фальши-вым» - не неправильным, а фальшивым. «Оставьте то, что является нереальным, войдите в реальное». В духовности имеет значение истинность, а не правильность. Потому что, правиль-ное само по себе может быть фальшивым, а в фальшивом мире мы нуждаем­ся в фальшивом правильном в противовес неправильному.

Духовность не является трансформацией эго, это его тран­сценденция. Вы выходите за пределы эго. И этот выход за пределы является, в действительности, пробуждением. Нужна глубокая бдительность, чтобы увидеть, существует эго или нет. Если оно существует, если оно является частью, реальной частью вашего существа, то вы не сможете выйти за его пределы. Если оно является фальшивым, то только тогда возможна трансценденция. Вы можете пробу-диться ото сна, вы не можете пробудиться от реальности - не так ли? Вы можете выйти за пре-делы сновидения, но вы не можете выйти за пределы реальности.

Эго является фальшивой сущностью. А что мы имеем в виду, когда говорим, что эго явля-ется фальшивой сущностью?

Мы имеем в виду, что оно существует только потому, что вы не встречаетесь с ним. Если вы встретите его, оно существовать не будет. Оно существует в вашем неведении; оно есть из-за вашей неосознанности. Если вы станете осознающим, его больше не будет. Если вы стано-витесь осознающим и какая-то сущность исчезает только из-за этого, то это означает, что она была фальшивой. С осознаванием реальное будет раскрываться, а фальшивое будет исче-зать.

Таким образом, неправильно даже говорить о том, чтобы отбросить свое эго, потому что когда так говорится, то создается впечатление, что эго есть нечто, что вы можете отбросить. Вы можете даже начать бороться за то, чтобы отбросить это эго. Все подобные усилия будут абсурдными. Вы не можете отбросить его, потому что отбросить можно только реальное. Вы не можете сражаться с ним. Как вы можете сражаться с тенью? А если вы сражаетесь, то помните - вы окажетесь побежденным. Не потому, что тень является очень сильной, но потому, что тени нет; вы не можете победить ее. Вы будете побеждены своей собственной глупостью.

Сражаясь с тенью, вы не можете победить - это определен­но. Вы потерпите поражение. Это тоже определенно, потому что вы будете рассеивать в борьбе свою собственную энергию. Не потому, что тень очень сильная, а потому, что ее нет. Вы сражаетесь с самим собой, рас-трачивая свою энергию. Тогда вы истощите себя и упадете. И вы будете думать, что тень по-бедила, а вы побеждены, - но тени здесь вовсе не было. Если вы сражаетесь с эго, вы потерпи-те поражение. Лучше войти внутрь и попытаться обнаружить его.

Говорят, что император Китая попросил Бодхидхарму: «Мой ум является очень беспокой-ным. Я в постоянном внутрен­нем беспорядке. Дай мне покой или дай мне какой-либо тайный ключ, при помощи которого я мог бы войти во внутреннее безмолвие».

И Бодхидхарма сказал: «Приходите рано утром, в четыре часа, когда здесь никого нет. Приходите, когда я буду один в своей хижине, - и запомните: принесите с собой свой беспокой­ный ум. Не оставляйте его дома».

Император был очень обеспокоен, думая, что этот человек сошел с ума. Он сказал: «При-носите с собой свой беспокойный ум. Не оставляйте его дома, иначе кого я буду приводить в безмолвие? Я сделаю его спокойным, но принесите его! Запом­ните это».

Император ушел, еще больше обеспокоенный, чем раньше. Он думал, что этот человек мудрец, что он даст ему какой-то ключ, но то, что он сказал, казалось глупым - как можно ос-тавить ум дома? Он не мог спать. Глаза Бодхидхармы и то, как он смотрел на него... он был загипнотизирован, его как будто притягивало магнитом. Он не мог спать всю ночь; в четыре часа он был готов. Он, на самом деле, не собирался никуда идти, потому что этот человек был безумцем. И идти в такую рань, в темноту, где никого не было... этот человек мог что-нибудь сделать с ним.

И все же, он настолько привлекал его, что в борьбе с самим собой он пошел. И первое, о чем спросил Бодхидхарма... Он сидел перед своей хижиной, держа в руках свой посох, и ска-зал: «О'кей. Так вы пришли. Где ваш беспокойный ум? Вы принесли его? Я готов утихомирить его».

Тогда император сказал: «О чем ты говоришь? Как можно забыть свой ум? Он всегда здесь».

Бодхидхарма спросил: «Где? Где он? Покажите мне его, чтобы я мог успокоить его, и тогда вы сможете идти».

Император ответил: «Но это не есть нечто объективное. Я не могу показать его тебе, я не могу взять его в руки. Он внутри меня».

И Бодхидхарма сказал: «О'кей, закройте глаза и постарай­тесь определить, где он находит-ся. И в тот момент, когда вы схватите его, откройте глаза и скажите мне об этом. Я успокою его».

В этой тишине, сидя перед этим безумцем, император закрыл глаза. Он очень старался. И он, к тому же, боялся, потому что Бодхидхарма сидел перед ним со своим посохом - в любой момент он мог ударить его. Он очень старался. Он искал везде, в каждом закоулке и уголке своего существа - где находится этот беспокойный ум? И чем больше он искал, тем больше он осознавал, что беспокойство исчезло. Чем больше он пытался найти... как тени его не было здесь.

Прошло два часа, и он даже не понял, что случилось. Его лицо стало спокойным, он стал похож на статую будды, а когда поднялось солнце, Бодхидхарма сказал: «Теперь откройте гла-за. Этого достаточно. Два часа более чем достаточно. Теперь вы можете сказать мне, где он?»

Император открыл глаза. Он был так безмолвен, как только может быть человек. Он скло-нил голову к ногам Бодхидхармы и сказал: «Ты уже успокоил его».

Император Ву написал в своей автобиографии: «Этот чело­век является чудодеем, вол-шебником. Ничего не делая, он успокоил мой ум. И я тоже ничего не делал. Я всего лишь во-шел в себя и попытался найти его. Бодхидхарма, конечно, был прав: сначала нужно обнару-жить, где он. И одного усилия, чтобы найти его, достаточно, чтобы его не оказалось».

Вы не найдете эго. Если вы войдете внутрь, если вы будете искать его, то не найдете его. Его никогда и не существовало. Оно является просто фальшивой подделкой. От него есть ка-кая-то польза, поэтому вы и изобрели его. Поскольку вы не знакомы со своим собственным реальным существом, со своим реальным центром, а без центра функционировать трудно, то вы создали фикцию, фиктивный центр, и функционируете благодаря ему.

Реальный центр скрыт. Вы создали фальшивый центр - эго является фальшивым центром, поддельным центром. Без цент­ра трудно существовать, трудно функционировать. Чтобы фун­кционировать, вам нужен центр. И вы не знаете свой реальный центр, поэтому ум создал фальшивый центр, ложный центр. Ум очень искусен в изготовлении подделок. Он всегда пре-доставля­ет вам замену, если вы не можете найти что-то реальное, потому что в противном случае вы сойдете с ума. Без центра вы сойдете с ума. Вы будете распылены, вы станете фрагментарным; в вас не будет никакого единства. Поэтому ум создает фальшивый центр.

Здесь все как в сновидении. Вам снится, что вы испытыва­ете жажду. Если эта жажда станет очень глубокой, ваш сон будет нарушен, потому что тогда вы должны будете встать, чтобы напиться воды. Тогда ваш ум создаст заменитель: ум создаст сновидение. Вам не нужно будет вставать, сон не будет побеспо­коен - вам будет сниться, что вы пьете воду. Вы достаете из холодильника воду и пьете ее. Ум создал для вас суррогат. Теперь у вас все в порядке. Ре-альная жажда не удовлетворена, вы просто обмануты. Но теперь вам кажется, что вы напи-лись, что у вас была вода. Теперь вы можете спать; сон может спокойно продолжаться.

В сновидениях ум постоянно создает для вас суррогаты, чтобы защитить ваш сон. И то же самое имеет место тогда, когда вы бодрствуете. Ум создает для вас заменители, чтобы сохра-нить вашу психику; в противном случае вы рассыплетесь на отдель­ные фрагменты.

Пока реальный центр не познан, эго должно функциониро­вать. Раз реальный центр поз-нан, нет никакой необходимости смотреть сны о воде. Когда вы получили реальную воду, вы можете пить ее. Нет необходимости видеть ее во сне. Медитация дает вам реальный центр. А когда это случается, полезность фальшивого исчезает.

Но это нужно держать в сознании, - что эго не является вашим центром. Только тогда вы можете начать поиски реаль­ного. И духовность не является трансформацией эго. Оно не мо-жет быть трансформировано. Оно нереально, его просто нет. Вы не можете что-либо сделать с ним. Если вы являетесь осознающим, бдительным, если вы наблюдаете его внутри себя, то оно исчезает. Достаточно света вашего осознавания, и его нет. Духовность представляет со-бой трансценденцию.

 

Третий вопрос:

 

Если эго является нереальным, то не означает ли это, что бессознательный ум, на-копление воспоминаний в клетках мозга и процесс трансформации, являющийся содер-жанием духовного поиска, также являются нереальными, также являются сновидения-ми?

 

Нет. Эго является нереальным; клетки мозга реальны. Эго нереально; мыслительный про-цесс нереальным не является. Мышление является реальным. Память реальна, клетки мозга реальны, ваше тело реально. Ваше тело является реальным, ваша душа является реальной. Это две реальности. Но когда ваша душа отождествляется с телом, то формируется эго - оно является нереальным.

Это подобно следующему. Я стою перед зеркалом: я реален, зеркало реально, но отраже-ние в зеркале реальным не является. Я реален, зеркало тоже реально, но отражение в зеркале есть отражение, оно не реальность. Клетки мозга являются реальны­ми, сознание является ре-альным, но когда сознание связывается с клетками мозга, отождествляется с клетками мозга, то форми­руется эго. Это эго нереально.

Поэтому, когда вы пробуждаетесь, когда вы становитесь просветленным, ваша память не исчезает. Память остается. Она, на самом деле, будет более кристально чистой. Тогда она бу-дет функционировать более точно, потому что не будет никаких возмущений со стороны фаль-шивого эго. Ваше мышление не прекратится. У вас, скорее, в первый раз появится способность мыслить. До этого все ваши мысли были заимствованными. Тогда же вы в действительности сможете думать. Но тогда хозяином будете вы, а не ваш мыслительный процесс.

Раньше хозяином был мыслительный процесс. Вы ничего не могли с ним сделать. Он дей-ствовал в своих собственных интересах; вы были просто жертвой. Вы хотели спать, а ум про-должал думать. Вы хотели остановить его, но он не останав­ливался. В действительности, чем больше вы пытались остано­вить его, тем более упрямым он становился. Он был вашим хозя-ином. Когда вы станете просветленным, он останется, но тогда он будет инструментом. Всякий раз, когда он вам потре­буется, вы сможете его использовать. Тогда, когда он вам не нужен, он не будет толпиться в вашем сознании. Тогда его можно будет вызывать, тогда его можно будет и останавливать. Клетки мозга останутся, тело останется, память останется, мышление оста-нется. Не будет только одного - не будет ощуще­ния «я». Это трудно понять.

Будда гуляет, Будда ест, Будда спит, Будда вспоминает. У него имеется память, клетки его мозга функционируют прекрас­но. Но Будда говорил: «Я гуляю, но никто не гуляет во мне. Я го-ворю, но никто не говорит во мне. Я ем, но никто не ест во мне». Внутреннее сознание не отож-дествляется больше с эго. Поэтому, когда Будда ощущает голод, он ощущает его не так, как вы. Вы ощущаете: «Я голоден». Когда Будда испытывает голод, он ощущает: «Мое тело голод-но. Я лишь тот, кто знает об этом». И этот знающий существует без какого-либо ощущения «я».

Эго является фальшивой сущностью, единственной, фальшивой сущностью - все осталь-ное является реальным. Две реальности могут встретиться, и результатом их встречи может быть некоторое третье, вторичное, явление. Если встречаются Две реальности, то может по-лучиться нечто нереальное. Но нереальное может случиться только в том случае, если в этом участвует сознание. Если сознание не участвует, нереальное случиться не может. Встречают-ся водород и кислород: в результате не может получиться нереальная вода. Нереальное мо-жет случиться только в том случае, если участвует сознание, потому что только сознание может ошибаться. Материя не может ошибаться, материя не может быть нереальной. Материя всегда истинна. Материя не может обманывать и не может быть обманутой - это может только сознание. При наличии сознания существует возможность ошибок.

Но запомните еще одно: материя всегда реальна, она никогда не бывает ложью, но она также никогда не бывает истиной. Материя не может знать, что является истиной. Если не мо-жете ошибаться, вы не можете знать, что такое истина. Обе возможности открываются одно-временно. Человеческое сознание может ошибаться; оно может знать, что оно ошибается, но может стараться избегнуть этого. В этом и прелесть его. В этом опасность, но без опасности нельзя. При каждом росте входит новая опасность. Для материи нет никаких опасностей. По-смотрите на это таким образом. Всякий раз, когда появляется что-то новое, развивается что-то новое, вместе с ним в существование входит новая опасность. Для камня нет ника­кой опаснос-ти. Есть еще малые организмы... Для амеб секс не существует в том смысле, в каком он суще-ствует для человека или животного. Они просто делят свои тела. Когда одна амеба становится все больше и больше, когда она вырастает до - некоторой степени, ее тело автоматически де-лится на две части. Родительское тело делится на два. Теперь есть две амебы.

Некоторые бактерии могут жить вечно; поскольку у них нет рождения, у них нет и смерти. Вместе с биологическим полом появляется рождение; вместе с рождением входит смерть; вме-сте с рождением входит индивидуальность; вместе с индивидуальностью входит эго.

Каждый рост имеет свои потенциальные опасности, но они прекрасны. Если вы все пони-маете, то для вас нет необходимости попадать в них, вы можете превзойти их, трансцендиро-вать их. А когда вы трансцендируете их, вы станете более зрелым и достигнете великого син-теза. Если вы падете их жертвой, великий синтез достигнут не будет.

Духовность является вершиной, последним, предельным, синтезом любого роста. Нере-альное превосходится, а реальное впитывается. И остается только реальное; все фальшивое отбра­сывается. Но не думайте, что тело является нереальным, - оно реально. Клетки мозга яв-ляются реальными, процесс мышле­ния является реальным. Только взаимоотношения между созна­нием и процессом мышления являются нереальными. Это узы. Вы должны развязать их. И в тот момент, когда вы развяжет? их, вы откроете дверь.

 

Последний вопрос:

 

Как понять, что духовный поиск, в который вовлечен человек, не представляет со-бой проделки эго, а является подлинным, религиозным поиском?

 

Если вы не знаете, если вы смущены этим, то знайте, что это проделки эго. Если вас это не смущает, если вы уверены, что это подлинно, если в вас нет никакого беспокойства по это-му поводу, то это подлинный поиск. И вопрос не в том, что вы обманываете кого-то другого. Вопрос в том, обманываете вы самого себя или нет. Если вы смущены, если вы в сомнениях, тс это работа эго, потому что в тот момент, когда имеет месте подлинный поиск, нет никаких сомнений. Вера случается.

Позвольте мне изложить это по-другому. Всякий раз, когда вы говорите об этой проблеме, само ваше смущение точно показывает, что вы на неправильном пути. Кто-то приходит ко мне и говорит: «Скажите мне. Я не знаю, идет ли моя медитация вглубь или нет».

И я отвечаю: «Если бы она шла вглубь, то не было бы необходимости приходить ко мне и спрашивать. Глубина явля­ется таким переживанием, что вы узнаете ее. А если вы не можете познать свою глубину, кто другой сможет познать ее? Вы пришли с вопросом только потому, что вы не ощущаете глубины. Теперь вы хотите, чтобы кто-то другой заверил вас в этом. Если я скажу, что ваша медитация идет очень глубоко, вы будете чувствовать себя очень хорошо - это ловушка эго».

Когда вы больны, вы знаете, что больны. Иногда может так случиться, что болезнь будет скрытой. Вы можете не осознавать ее. Но обратное никогда не случается: когда вы совершен-но здоровы, вы знаете об этом. Здоровье никогда не скрыто. Когда вы здоровы, вы знаете об этом. Может случиться так, что вы не осознаете свою болезнь, но здоровье, если вы здоровы, вы осознаете всегда, потому что само явление здоровья есть явление благополучия. Если вы не можете почувствовать свое здоровье, то кто его почувствует? В случае вашей болезни мо-гут существо­вать эксперты, которые скажут вам, что у вас за болезнь; чтобы сказать вам о ва-шем здоровье, экспертов не существует. В этом нет необходимости. Но если вы спрашиваете о том, здоровы вы или нет, то вы нездоровы; уж это-то определенно. Само сомнение показывает это.

Поэтому, когда вы находитесь в духовном поиске, вы можете знать, является ли это ло-вушкой эго или это подлинный поиск. И само сомнение показывает, что это не подлинный по-иск; это одна из ошибок эго. Что такое ошибка эго? Вы в меньшей степени связаны с реальным явлением; вы в большей степени думаете об обладании им.

Люди приходят ко мне и говорят: «Вы познали, и вы можете все знать о нас. Скажите нам, поднимается наша кундалини или нет». Они не имеют отношения к кундалини, к реальному; им требуется подтверждение со стороны. Иногда я играю и говорю: «Да, ваша кундалини подни-мается». И немедленно они стано­вятся такими счастливыми. Человек пришел очень угрюмый и печальный, но когда я говорю: «Да, ваша кундалини пробуди­лась», он становится счастли-вым, как ребенок.

Он отходит от меня счастливый, а когда он уже выходит из моей комнаты, я подзываю его обратно и говорю: «Я просто пошутил. Это нереально. Ничто не случилось с вами». Он снова печален. Он, в действительности, не интересуется никаким пробуждением; он интересуется тем, чтобы чувствовать себя хорошо: теперь его кундалини пробудилась, теперь он может чув-ствовать превосходство над другими.

Это то, что эксплуатируют многие так называемые гуру, -то, что вас интересует ваше эго. Они могут дать вам подтвержде­ние, они могут сказать вам: «Да, вы уже пробудились. Вы стали буддой». И вы не будете отрицать это. Если я скажу это десяти человекам, то девять из них не будет отрицать это. Они будут испытывать счастье. Они искали такого гуру, который сказал бы им, что они пробудились.

Ложные гуру существуют потому, что в этом имеется потребность; но ни один настоящий гуру не скажет вам этого, не даст вам такого подтверждения, - потому что любое подтвержде­ние является требованием эго. Не нужно никаких подтвержде­ний. Если вы переживаете это, то вы переживаете это. Если весь мир отрицает это, пусть отрицает - это не имеет никакого зна-чения. Если имеет место реальное переживание, то какое имеет значение то, что кто-то гово-рит, что вы достигли или не достигли? Это не имеет значения. Но это имеет значение, потому что ваш поиск осуществляет эго. Вам хочется верить, что вы достигли всего.

И это случается много раз: когда вы терпите неудачу в мире, когда вы страдаете в мире, когда вы не можете преуспеть там и когда вы чувствуете, что ваши амбиции остаются неудов-летво­ренными и что жизнь проходит, вы поворачиваетесь к духовнос­ти. Те же самые амбиции желают быть удовлетворенными в новой области. И их легко удовлетворить здесь - легко, по-тому что в духовной сфере вы легко можете обмануть себя. В реальном мире, в мире материи, вам не так легко себя обмануть.

Если вы бедный, как вы сможете притворяться, что вы богатый? И если вы и будете при-творяться, то никого не обманете. А если вы будете настаивать на том, что вы богатый, то все общество, вся толпа вокруг вас будет считать, что вы сошли с ума.

Я однажды знал человека, который думал, что он пандит Джэвахарлал Неру. Его семья, его друзья - все пытались убедить его: «Не говори такую нелепость, иначе все будут считать тебя сумасшедшим».

Но он говорил: «Я не говорю нелепость. Я пандит Джава-харлал Неру».

Он стал подписываться: «Джавахарлал Неру». Он рассы­лал телеграммы в окружные суды, официальным лицам, сбор­щикам налогов, комиссионерам, говоря в них: «Я прибываю - пандит Джавахарлал Неру».

Его вынуждены были схватить и заключить в своем доме. Я ходил проведать его - он жил в моей деревне. Он сказал: «Вы понимающий человек, вы можете понять. Эти глупцы, они не по-нимают меня - я пандит Джавахарлал Неру».

И я сказал: «Да, именно поэтому я и пришел проведать вас. И не бойтесь всех этих дура-ков, потому что великий человек вроде вас всегда должен страдать».

«Правильно», - сказал он. Он был счастлив. Он сказал: «Вы единственный человек, кото-рый понимает меня. Великие люди должны страдать».

Если во внешнем мире вы будете пытаться обмануть самого себя, то вас будут считать су-масшедшим, но в духовном мире это очень легко. Вы можете сказать, что ваша кундалини под-нима­ется. Просто из-за того, что вы ощущаете некоторую боль в спине, ваша кундалини подни-мается. Из-за того, что ваш мозг ощущает небольшую неуравновешенность, вы думаете, что открылись центры. Из-за того, что у вас постоянная головная боль, вы считаете, что у вас от-крывается третий глаз. Вы можете обманывать, и никто ничего не скажет, никого это не инте-ресу­ет. Но имеются фальшивые учителя, которые скажут: «Да, это именно тот случай». И вы будете чувствовать себя очень счастли­вым.

Ошибка эго заключается в том, что вас не интересует реальная трансформация самого се-бя; вы интересуетесь только тем, что провозглашается. А провозглашать легко, вы можете это дешево купить. И все это взаимно. Если гуру, так называе­мый гуру, говорит, что вы являетесь пробужденным человеком, то, конечно, он сделал вас пробужденным, поэтому вы платите ему уважением. Это взаимно выгодно. Вы расплачиваетесь с ним уважением к нему. Теперь вы не можете оставить его, потому что в тот момент, когда вы оставите гуру, что случится с вашим пробуждением, с вашей кундалини? Вы не можете оставить его. Этот гуру зависит от вас, пото-му что вы оказываете ему уважение и почести, а тогда и вы будете зависеть от него, потому что никто другой не поверит, что вы являетесь пробужденным. Вы не можете оставить его. Это взаимный блеф.

Если вы действительно в поиске, это не так легко. И вы не нуждаетесь ни в каких свидете-лях. Это очень трудно; это может отнять несколько жизней. И это болезненное занятие, это длительные страдания, потому что многое должно быть разру­шено, многое должно быть прев-зойдено, должны быть разрубле­ны давно существующие оковы. Это нелегко. Это не детская игра. Это трудно, вы должны испытывать страдания, потому что, когда вы начинаете изменять свою структуру, все старое должно быть отброшено. А все ваши вложения были сделаны в пошлое. Вы должны будете страдать.

Когда вы начнете смотреть внутрь в поисках своего эго и не найдете его, что случится с тем образом, с которым вы жили? Вы всегда думали, что вы очень хороший человек, человек морали, то да это - что случится со всем этим? Когда вы обнаружите, что вас нигде нельзя най-ти, где будет этот хороший человек? Ваше эго означало все то, что вы думали о себе. В нем подразумевалось все. Это не то, что так легко можно выбросить. Это вы, все ваше прошлое. Когда вы выбрасываете это, вы становитесь подобным нулю, как если бы вы никогда раньше не существовали. Вы родились в первый раз; никакого жизненного опыта, никаких знаний, ни-какого прошлого - как у невинного ребенка. Для этого требуется смелость, требуется отвага.

Подлинный поиск труден. Навязчивые идеи эго очень легки. И их легко удовлетворить, по-тому что ничто реальное не должно происходить. Вы начинаете верить; вы начинаете ве­рить, что в вас что-то случилось. Вы только напрасно тратите время, энергию и жизнь. Поэтому, если с вами рядом настоящий Учитель, он будет постоянно оттаскивать вас от вашей навязчи­вой идеи. Он должен будет следить, чтобы вы не сошли с ума, чтобы вы не начали думать в снови-дениях. Он должен будет оттащить вас назад.

А это очень, очень трудно, потому что, когда он тащит вас назад, вы злитесь на учителя: «Я забрался так высоко, я был почти на краю взрыва, а он говорит: Ничего не произошло. Ты только воображаешь». Вас стаскивают обратно на землю.

Трудно быть учеником при настоящем учителе. Ученики почти всегда против своих учите-лей, потому что они одержимы своим эго, а учитель пытается увести их от этого. И эти ученики создают себе ложных учителей. У них есть потребности, очень большие потребности, и всякий, кто удовлетворит их потребнос­ти, станет их учителем. А помочь расти вашему эго легко, пото-му что вы предрасположены к этому. Очень трудно помочь вашему эго исчезнуть.

Помните об этом и проверяйте каждый день, и каждый момент, не является ли ваш поиск навязчивой идеей эго. Все время проверяйте это. Эго является коварным, пути его неиспо­ве-димы. Они не лежат на поверхности. Эго манипулирует вами изнутри, из подсознания. Но если вы являетесь внимательными и чуткими, эго не может обмануть вас. Если вы бдительны, вы узнаете его язык, вы узнаете его чувства, потому что эго всегда гоняется за переживаниями. Переживание - ключевое слово.

Эго всегда ищет переживаний - сексуальных или духов­ных, это не имеет значения. Эго яв-ляется жадным до любых переживаний: переживаний кундалини и переживаний седьмо­го тела. Эго всегда в поисках переживаний. В реальном поиске нет жадности к любым переживаниям, потому что любое пере­живание разочарует вас, должно разочаровать вас, — потому что лю-бое переживание бывает повторяющимся. Тогда вы пресыти­тесь им; тогда вы снова будете требовать каких-либо новых переживаний.

Поиск ради чего-то нового будет исходить от эго. Вы будете медитировать, и если вы ме-дитируете только для того, чтобы получить новое волнующее переживание - ваша жизнь скуч-на, вам наскучила обычная рутинная жизнь, и вам хочется какого-то приключения... Вы получи-те его, потому что человек полу­чает все, что пытается найти. Это страдание - вы найдете все, что бы ни пожелали. А затем вы будете жалеть об этом. Вы получили желаемое приключение - ну и что? Затем вы насытитесь и им. Тогда вы захотите принимать ЛСД или что-либо другое. Тогда вы будете все время переходить от одного учителя к другому, от одного ашрама к дру-гому - просто в поисках новых приключе­ний.

Эго является алчным по отношению к новым переживани­ям. А каждое новое переживание станет старым, потому что все новое становится старым — и затем все сначала... Духовность, в действительности, не является поиском переживаний. Духов­ность является поиском челове-ком своей собственной внутрен­ней сущности. Это не поиск переживаний - даже не поиск бла-женства, не поиск экстаза, - потому что переживание является внешней сущностью; каким бы внутренним оно ни было, оно является внешним.

Духовность является поиском реального существа внутри вас: я должен знать, что есть моя реальность. А при наличии этого знания вся алчность к переживаниям исчезает. При на-личии этого знания нет никаких побудительных мотивов - нет мотивов отправляться за какими-либо новыми переживаниями. При знании своей истинной внутренней реальности, своей под-линной сущности, все поиски прекращаются.

Так что не гонитесь за переживаниями. Все переживания являются просто трюками ума, все переживания являются просто способами бегства. Медитация не является переживани­ем, это реализация. Медитация не переживание; это, скорее, прекращение всех переживаний. Вследствие этого все те, кто пытался выразить то внутреннее, что случилось с ними - Будда, например, - говорили: «Не спрашивайте, что случилось». Или, если вы настаиваете, они гово-рят: «Ничего не случилось».

Если я скажу вам, что при медитации ничего не случается, то, что вы будете делать? Вы прекратите медитацию. Если ничего не должно случиться, то какая от этого польза? Это пока-зывает, что вы на пути эго. Если я скажу, что при этом ничего не происходит, вы еще скажете: «О'кей, я знал много случаев и имел много переживаний, и каждое переживание оказывалось разочарованием»... Вы проходите через это, и тогда вы знаете, что в этом ничего нет; тогда у вас появляется побуждение повторять, и тогда повторение также становится скукой. Тогда вы переходите к чему-либо другому... Так вы и живете, жизни и жизни; в течение тысяч жизней вы гоняетесь за переживани­ями.

Если вы скажете: «Я познал переживания. Теперь я не хочу никаких переживаний, я хочу узнать переживающего», то сменятся все акценты. Переживания есть нечто вне вас; пережи­вающий есть ваша сущность.

И в этом различие между истинной духовностью и ложной: если вам нужны переживания, то духовность является ложной; если вам нужен переживающий, то она является истинной. Но тогда вы не беспокоитесь о кундалини, не беспокоитесь о чакрах, не беспокоитесь о всех по-добных вещах. Они случатся, но вы не заботитесь об этом, вы не интересуетесь этим, вы не вступаете на эти обходные пути. Вы все время будете двигаться к внутреннему центру, где ничего не остается, кроме вас самих во всей вашей тотальной одно-единственности. Остается только сознание без какого-либо содержимого.

Содержимое является переживанием. Все, что бы вы ни переживали, становится содержи-мым. Я переживаю страдание, тогда страдание является содержимым моего сознания. Затем я испытываю удовольствие - содержимым является удовольст­вие. Я испытываю скуку – содер-жимым является скука. А затем вы можете испытать безмолвие - содержимым становится без­молвие. А затем вы можете испытать блаженство - содержимым становится блаженство. Таким образом, вы все время изменяете содержимое. Вы можете изменять его до бесконечности, но все это не является реальным.

Реальным является тот, с кем все эти переживания случа­ются - с кем случается скука, с кем случается блаженство. Духовный поиск связан не с тем, что случается, а с тем, с кем это случается. Тогда нет никаких возможностей для возникно­вения эго.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал