Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности финансовой системы РФСтр 1 из 63Следующая ⇒
Важнейшей составляющей глобализации является финансовая глобализация. Она представляет собой процесс постепенного объединения национальных и региональных финансовых рынков в единый мировой финансовый рынок, а также усиления взаимозависимости между рынками отдельных финансовых инструментов. Россия также оказалась вовлечена в процессы финансовой глобализации в результате либерализации внешнеэкономических операций, осуществлявшейся с начала 1990-х годов. Отметим, что она проходила скачкообразно: сначала произошло значительное открытие национальной экономики перед внешним миром, затем был введен ряд ограничений, отменявшихся и вновь вводившихся в кризисной ситуации 1998-1999 гг. Однако в результате вступления в действие нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. и досрочной реализации ряда его положений с 1 июля 2006 г. были отменены все валютные ограничения. Банк России уже реагирует на вызовы финансовой глобализации. Так, он отмечает в своих документах высокую степень зависимости российской экономики от внешнеэкономических факторов. Центральный банк, как и правительство, разрабатывает варианты прогнозных расчетов состояния национальной экономики в зависимости от цен на нефть. Исторический опыт свидетельствует, что возникновение финансовых отношений, финансов было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах, обусловлено развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского и биржевого дела. Существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение приобретают в этот период новое качество, наполняются новым содержанием: денежные средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения, государство мобилизует денежные ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных и политических функций, денежные отношения распространяются из сферы обмена в сферу производства и распределения общественного продукта.
2. Финансовая система: понятие, структура основные подсистемы и элементы. Особенности финансовой системы РФ Фин. система – это совок-ть обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. системы, связанная с образованием и использованием централиз. и децентрал. денежных средств. Финансовая система – это единая система, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев, т.е. нац. доходе создаваемом в сфере матер. производства. Централизованные финансы – экон. отношения, связанные с формированием и использ-ем фондов денеж. средств гос-ва аккумулируемых в гос. бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Под децентрализ. финансами понимаются денеж. отношения, опосредствующие кругооборот ден. фондов пред-я. В завис-ти от методов форм-я доходов экон. субъектов финан. систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (т. е. публичные финансы) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств). В завис-ти от механизма формирования и использовании фин. ресурсов выделяют 3 системы фин. отношений: - финансы организаций (хозяйствующих субъектов); - публичные финансы (государственные и муниципальные), - финансы домашних хозяйств (домохозяйств). Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отд. звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и испол-я денеж.фондов у конкретных экон-х субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п. Главным звеном фин. системы является гос. бюджет. В бюджете находят увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. Посредством бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Гос. бюджет испол-ся гос-м для вмешательства в экон. жизнь. Через механизм системы бюдж. доходов и расходов гос-во оказывает воздействие на общест. воспроизводство в целях стимулирования экон-го роста, занятости, поддержания необходимого уровня потребления как индивидуального, так и общест. товара. В силу своего главенствующего положения гос. бюджет тесно связан с другими звеньями фин. системы. Он выступает координирующим центром и оказывает им при необходимости разнообразную помощь, выражающуюся, прежде всего в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий. Вторым по своему значению звеном фин. системы выступают местные финансы. Местные финансы имеют свою внутр.стр-ру, они включают в себя местные бюджеты, внебюдж. фонды, финансы пред-й коммун. собственности. Самостоятельное звено образуют финансы гос. предприятий. Его возникновение связано с развитием гос. сектора экономики. Посредством этого звена гос-во участвует в первичном распределении нац. дохода. Особое звено в фин. системе составляют внебюд. фонды, кот. обладают определенной самостоятельностью, отделены от гос. бюджета и имеют свои органы управления. Их отличие от бюджета состоит в том, что они имеют строго целевую направленность. Российская фин. система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. В среднесрочной перспективе будет продолжена глобализация финансов, сформируется мультиполярная финансовая архитектура при сохранении доминирующей роли англо-саксонской модели, увеличатся финансовая глубина и секьюритизация мировой экономики, будет развита международная система финансового регулирования. Для России это означает возможность длительной, пронизанной рисками трансформации своего статуса как сырьевой экономики, теряющей технолог. базу, и ядерной сверхдержавы, поддерживающей затратную военную инфраструктуру, в новую индустриальную экономику, обеспечивающую устойчивый эконом. рост, национальную безопасность, в т.ч. за счет ядерной компоненты, и высокое качество жизни. Прогнозируется, что посткризисное возобновление российской экономики в 2010-2015 гг. в том же качестве, что и в 2000-е гг., неизбежно воссоздаст сырьевую финансовую систему. В третий раз будет сформирована спекулятивная модель финансового рынка, основанная на «горячих деньгах» нерезидентов. Продолжится переход России в категорию более зрелых финансовых систем, постепенное преодоление среднего уровня развития формирующихся рынков. Осн. параметры фин. системы России останутся в пределах, характерных для срединной позиции кластера развивающихся рынков: прогнозируется дальн. рост фин. глубины, монетизации экономики; продолжится диверсификация финансовой структуры; повышенная инфляция останется встроенным компонентом экономики; расширится разрыв в динамике реального и номинального эффективных валютных курсов; продолжится политика вывода «избыточной» ликвидности в эксцессивные международные резервы; сохранится сверхконцентрация финансовых ресурсов и институтов, операционной деят-ти в Москве как финансовом центре России.
3. Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов, роль внебюджетных фондов в системе финансов Внебюд.фонды - один из методов перерасп-я нац. дохода гос-ва в пользу опред. соц. групп населения. Гос-во мобилизует в фонды часть доходов населения для финанс-я своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюд. фондами, исп-ся для процесса воспроизводства. Внебюд. фонды решают две важные задачи: обеспечение доп. средствами приоритетных сфер экономики и расширение соц. услуг населению. Переход к рынку изменил содержание хоз. механизма в стране, организационные стр-ры отд. его частей, в т.ч. модернизировал фин. систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рын-ю привело на практике к децентрализации и ослаблению роли гос-тва, проявлением чего стало реформирование гос. системы финанс-я. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюдж. фонды, часть из кот. затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
|