Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы работы с произведениями искусства.
1. Методика анализа художественного произведения на уроке изобразительного искусства. План: задачи анализа х.п на уроках изо; общая схема анализа худож.произведения. анализ живописного произведения Методика анализа худ.произв. предполагает постановку учителем целей, задач, содержания, выбор средств, методов, форм обучения. знакомство со структурой художественного произведения и с законами восприятия искусства позволяет актуализировать исследовательскую позицию учащегося, благодаря которой он сможет самостоятельно: через постижение внутренних законов построения и структуры художественного произведения последовательно приближаться к пониманию смысла живописного или графического произведения, освоить способы художественного мышления. Общая схема анализа художественного произведения Автор, название, Время создание размер, формат Вид искусства, жанр Стилевые черты Материалы, техника. выразительные средства Сюжет, Трактовка Впечатления от картины, способы воздействия на зритель я В зависимости от вида изобраз. искусства Схема анализа приобретает специфику. Например, при анализе живописного произведения анализ строится так: 1) Автор произведения, название, время создания 2) Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный? 3) Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг, овал? 4) В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина? 5) С какого расстояния она лучше всего воспринимается? 5. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы? 6. Учащйся отвечает на вопрос: к какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, – принадлежит картина? 7. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? 9) Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами? 10) Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя? 11) Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено? 12) Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета? 15) До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма? 16) Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света? 18) Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение? 19) Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)? Колорит. 20) Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию. 22) В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит? 24) Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками? 25) Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места? 28) Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Метод обучения анализу худ. произв. – словесные (беседа, диалог), форма работы может быть коллективной, наглядные средства подбираются в соответствии с темой- репродукции произведений и их фрагментов, схемы анализа худ. произвед. Вывод: Анализ художественного произведения, грамотно организованный в школьной аудитории, должен стать теоретической основой для самостоятельной художественной деятельности учащихся.
|