Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование слоговой структуры слова.






Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.

Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это».

1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава: трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.

2. Исследование произнесения слов различного слогового состава. Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:

1) двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);

2) трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);

3) односложные слова (мак, лев);

4) двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);

5) двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);

6) двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);

7) трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);

8) трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);

9) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);

10) трехсложные слова с двумя стечениями (винтовка, морковка);

11) односложные слова со стечением согласных в начале и в конце (кнут, клей);

12) двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка);

13) четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).

3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.

- Мальчик слепил снеговика.

- Водопроводчик чинит водопровод.

- Милиционер ездит на мотоцикле.

- Регулировщик стоит на перекрестке.

Оцениваются:

- особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по – разному);

- элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

- парафазии, перестановки при сохранении контура слов;

- итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);

- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

По результатам обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень. За каждое нарушение ребенок получает 1 балл.

Первый уровень (низкий, более 4 баллов) – ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень (ниже среднего, 3 балла). У ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава, например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.

Третий уровень (средний, 2 балла). У ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.

Четвертый уровень (выше среднего, 1 балл). У ребёнка имеются нарушения слов сложного слогового состава.

Пятый уровень (высокий, 0 баллов). У ребенка нет нарушений слогового состава слова.

Результаты обследования заносятся в таблицу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал