Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Шумера и Аккада






ИСКУССТВО ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Общая характеристика

В конце 1У тыс. до н.э. в Передней Азии, в долине между реками Тигром и Евфратом (территория современного Ирака) начинает развиваться древнейшая в истории человечества цивилизация Междуречья или Месопотамии. На территории Междуречья сначала возникли города-государства Шумера и Аккада (4-3 тыс.до н.э.), затем Вавилония (2-1 тыс.до н.э.), и Ассирия (8-7 вв. до н.э.). Впоследствии Междуречье было захвачено персами а в 4 в. до н.э. Александром Македонским.

Народы Междуречья одними из первых основали города и государства, изобрели колесо и клинопись. Искусство Передней Азии было каноничным, символическим и связанным с культом богов. Любое изображение человека, животного или события имело двойной смысл. За каждым персонажем росписи или скульптуры стояло абстрактное понятие: добро или зло, жизнь или смерть. Вместе с тем культ загробной жизни в Месопотамии не играл такой важной роли, как в Египте, поэтому искусство было больше связано с земной и религиозной жизнью, чем с погребальными церемониями. Ведущую роль в искусстве, как и в Египте, играла монументальная архитектура. При этом было своеобразие: в Месопотамии отсутствовал камень, основным строительным материалом были недолговечные сырцовые кирпичи из необожженной глины, поэтому здесь часто употреблялись цветные изразцы, что придавало зданиям более звучный, яркий вид. В рельефе была разработана новая тема – историческая, повествующая о походах и войнах, отличавшаяся большой эмоциональностью. Большое распространение получила скульптура и цилиндрические печати-амулеты, покрытые углубленными рельефами.

Памятников искусства Междуречья сохранилось значительно меньше, чем египетских. Войны и непрочный строительный материал способствовали их разрушению.

Искусство Шумера и Аккада

Впервые заселившие Месопотамию шумеры и аккадцы (о их происхождении нет точных сведений) создали высокоразвитую материальную и духовную культуру. Известны их мифические сказания о сотворении человека из глины и Всемирном потопе. Первоначально в Шумере существовали города-государства – Ур, Урук, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, каждый из которых имел своего правителя и армию. Правитель был человеком получившим власть из рук богов. По представлениям шумеров человек был создан для рабской службы богам. Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись. Знаки выдавливались острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые донесли до нас законы, знания, религиозные представления и мифы.

Все архитектурные постройки из сырцового кирпича дошли до нас в развалинах. Шумерские города обносились мощными стенами. Дома были прямоугольными, без окон, свет поступал через двери. В 3 тыс. до н.э. появились первые дворцы правителей с крепостными стенами. От жилого дома дворец отличался размером и количеством комнат, а также парадной лестницей, у вершины которой царь появлялся перед народом. Главные архитектурные постройки шумеров – многоступенчатые храмы-зиккураты. Зиккураты состояли из нескольких убывающих кверху огромных платформ, выложенных из сырцового кирпича. Верхняя площадка венчалась небольшим святилищем без окон – «жилищем бога», к которому вела широкая длинная лестница. Внутреннего пространства в зиккурате не было. Платформы имели разные цвета: низ – черный (обмазка битумом), следующий ярус – красный (облицовка обожженным кирпичом), и верхний – выбеленный. Первоначально зиккурат состоял из трех убывающих кверху пирамид, затем появились семи- и даже восьмиступенчатые. До нашего времени сохранился частично отреставрированный зиккурат в г.Уре (3 тыс. до н.э.), от которого осталась только нижняя часть. Приподнятый над городскими зданиями, храм напоминал о нерасторжимой связи Неба и Земли.

Стены зиккуратов украшались рельефами, рассказывающих как об исторических событиях (военных походах), так и о повседневных делах (сборе урожая, погребении, религиозных обрядах). Рельефные изображения состояли из нескольких последовательных ярусов, в которых события разворачивались последовательно: от начала, например, похода воинов до сражения, победы, взятия пленных и трофеев. Все персонажи были одинакового роста, только фигура правителя выделялась своими размерами.

Скульптура шумеров 3 тыс.до н.э. сохранилась в виде статуэток адорантов (от лат.адоре-поклоняться), которые представляли собой фигуры молящихся – сидящих или стоящих людей со сложенными на груди руками. Эти статуэтки из полудрагоценных камней обычно дарили храму, как дар богам. Особенно тщательно выполнялись большие глаза адорантов, которые часто инкрустировались драгоценными камнями, поэтому глаза выглядели как живые. Шумерская скульптура, в отличие от египетской, никогда не передавала портретного сходства: все изображения условны.

Особое место в искусстве шумеров принадлежало глиптике- резьбе по драгоценному или полудрагоценному небольшому камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Эти печати прокатывали как катком по сырой глиняной поверхности и получался оттиск – миниатюрный рельеф со множеством изображений людей, животных, богов и фантастических существ. Такие печати были не только знаком их владельца, но они обладали магической силой. Они были амулетами, их дарили храмам, клали в захоронения.

В середине 3 тыс. царь Аккада Саргон завоевал шумерские города и создал объединенное царство Шумера и Аккада, переняв шумерскую религию, храмы и технику изобразительного искусства. Памятников этого периода мало. Только сохранившаяся отлитая из меди голова царя (возможно, самого Саргона) воплощает образ идеального правителя и воина: лицо царя исполнено внутренней силы, спокойствия и благородства.

3. Искусство Вавилона

В ХУ111 в. до н.э. (2 тыс.до н.э.) вавилонский царь Хаммурапи завоевал царство Шумера и Аккада. Вавилонская эпоха – это золотой век месопотамской литературы, когда разрозненные шумерские мифы и богах и героях превратились в эпические поэмы(о Гильгамеше, об Иштар и Думузи и др.). Памятников изобразительного искусства сохранилось мало. Известна знаменитая стела царя Хаммурапи, выполненная из черного базальта, изображающая самого царя, стоящего перед верховным богом Мардуком. На стеле высечены знаменитые законы Хамумурапи. Рельефные изображения царя и бога неподвижны, исполнены официального величия. ХУ111 в.до н.э. – это время существования т.н. Старовавилонского царства, которое захватили сначала кочевники-арамеи, а затем ассирийцы.

Нововавилонское царство существовало с 7 по 6 вв.до н.э.(возникло на развалинах Ассирии). Город Вавилон был крупным политическим и духовным центром: в нем было 53 храма- зиккурата. Самым известным вавилонским зиккуратом в истории был т.н. Дом основания земли и неба (1 тыс.до н.э.) или Вавилонская башня, описанная Геродотом. Геродот писал о том, что высота храма достигала 177 м, причем храм состоял из 8 башен, расположенных одна над ругой. На самой высокой башне находилось жилище бога Мардука, включавшее золотую статую бога, золотые стол, трон, посуду, алтарь. Современные исследования показали, что высота этого несохранившегося зиккурата Этеменаки составляет 93 м. Согласно Библии, жители г.Вавилона задумали построить башню до небес, но Бог наказал их за гордыню «смешав языки» строителей Так, что они перестали понимать друг друга и разбежались.

Город Вавилон был шедевром архитектуры, он имел прямоугольную форму площадью около 10 кв.км. Он разделялся р.Евфратом на две части, на каждом берегу возвышался величественный дворец. Один из дворцов был цитаделью, другой – местом пребывания царей. Оба берега соединялись мостом, а в царствование царицы Семирамиды был даже вырыт тоннель под Евфратом. Город окружали ров и двойное кольцо крепостных стен с огромным количеством башен и восемью воротами. Раскопки (Роберт Кольдевей в 1900г.) показали, что ряды стен города тянулись на 90 км, они были прокрыты глазурованными плитками с орнаментом. Основная магистраль Вавилона – дорога процессий, по которой происходили торжественные шествия, тянулась через весь город и соединяла храм бога Мардука (Вавилонскую башню) с воротами богини Иштар. Ворота представляли собой огромную арку, по четырем сторонам которой стояли высокие массивные башни с зубцами.

До нашего времени сохранились остатки дворца царя Навуходоносора 11 и Висячих садов царицы Семирамиды. Они были четырехъярусными и орошались водой Евфрата при помощи водоподъемного колеса, вращаемого рабами. Слава этих садов была настолько велика, что их причислили к семи чудесам света. Архитектуру Вавилона отличает применение глазурованного кирпича синего цвета в качестве облицовочного материала. В Берлинском музее была выполнена реконструкция ворот богини Иштар, дороги процессий и тронного зала царя Навуходоносора.11.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал