Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции происхождения человека






ГЛАВА 10

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. В связи с этим попытки понять и объяснить происхождение человека предпринимались учеными естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология, философия) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. Каждая из наук акцентирует внимание на тех или иных сторонах, аспектах жизнедеятельности человека. В связи с этим существует немалое число концепций, объясняющих его природу и сущность. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, соединяющую в себе биологические и социальные компоненты. Здесь же речь в основном пойдет о человеке как предмете естествознания. И важнейший вопрос, на который нужно дать ответ в первую очередь, – как произошел человек.

Концепции происхождения человека

Центральное место в комплексе естественно-научных дисциплин о человеке занимает антропология – общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез (процесс происхождения человека) как продолжение биогенеза. Основные вопросы антропологии – это вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза: креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.

10.1.1. Креационизм. Первоначальные представления о происхождении человека нашли свое отражение в древних мифах. Позже появились различные версии религиозно-креационистского характера происхождения человека. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Так, в тотемистических мифах бесписьменных народов повествуется о том, как тотемный предок – обычно это какое-то животное, реже – растение или даже неодушевленный предмет – превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, австралийцы, считающие себя потомками ящерицы, рассказывают, что их тотемный предок пришел с севера и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он отделил эти зародыши друг от друга каменным ножом, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу, дал им оружие, обряды и обычаи.

В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те им служили. Некоторые люди могли быть прямыми потомками богов. Так, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу и низшим женским богосуществам (наядам, дриадам, нимфам).

В монотеистических религиях, таких, как христианство или ислам, существует единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на шестой день творения бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву. Коран рассказывает, как Аллах создал человека из эссенции глины – сначала превратил ее в каплю, потом создал из той капли сгусток крови, затем – кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека. Независимо от конкретной версии (христианство, иудаизм, ислам и др.) сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение бога, а конкретные процессы, сопровождавшие и составляющие божественный акт творения, – тайна.

Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них – обнаружение останков существ, имеющих сходство с че­ловеком, но не являющихся людьми. Кроме того, были найдены каменные орудия труда, возраст которых очень велик, а с точки зрения священных книг человека тогда еще не было, так что остается неясным, кто их создал. И наконец, создание теории эволюции поставило вопрос почему человек не должен подчиняться общим закономерностям развития живой природы?

Поэтому с момента возникновения науки ученые и философы начали искать другие объяснения происхождению человека. И далеко не все из них согласны с эволюционной теорией. Так, Аристотель говорил о целевых причинах, заложенных во все предметы и явления мира, в том числе и в живые организмы. Наличие таких изначально заложенных целей заставляет их развиваться и усложняться. В ходе этого процесса и появился человек. В Новое время выдвигалась идея о Мировом Разуме, ставшем причиной появления человека.

Довольно большая часть людей в мире продолжает придерживаться креационистской точки зрения на происхождение человека, однако современной наукой она отвергается.

10.1.2. Космическая концепция. На основе анализа исторических документов, изучения необычных природных объектов выдвигается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеозивит). Сторонники этой концепции утверждают, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть осуществлением заранее намеченной цели – распространение разума на подходящих планетах. Либо это могло стать результатом несчастного случая – аварии космического корабля инопланетян, заставившей их остаться на Земле, и их последующего одичания. Предполагается, что «космические пришельцы» способствовали созданию как мужской, так и женской особи и тем самым дали толчок становлению и развитию человечества.

По степени доказательности эта точка зрения стоит ближе всего к концепции креационизма. Возникла она в 60-е годы XX в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Наиболее подробно космическая концепция была изложена Э. фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем». По его мнению, несколько миллионов лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководствуясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать результаты своей миссии и помочь своим питомцам. И в книге приводится множество свидетельств участников палеоконтактов.

Эти идеи пользуются большой популярностью у авторов научно-фантастического жанра. Однако серьезных доказательств в пользу верности этих предположений нет.

10.1.3. Биологическая концепция. Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступными для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с XV в., европейцы узнали о существовании множества разных стран и народов, совсем не похожих на них, следовавших совершенно другим традициям и обычаям. Многие из этих народов находились на уровне каменного века. Вначале господствовало убеждение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал бог.

Но с начала XIX в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась в представление о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Э. Тайлору, который в середине XIX в. разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же были высказаны предположения о том, что разные народы движутся по ступеням общественного развития с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, у всех один. Так в науке была сформулирована принципиальная возможность изучения древней истории современных народов через исследование сохранившихся бесписьменных народов.

Параллельно с этим появились и первые научные гипотезы о происхождении современного человека от животных в результате длительного эволюционного развития фауны Земли и самого человека. Впервые эти идеи были высказаны К. Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во второй половине XVIII в. естествоиспытатели Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, прежде всего высших обезьян, заложив основы научной приматологии.

В первой половине XIX в. французский археолог Буше де Перт собрал множество каменных орудий труда, принадлежавших первобытному человеку. Его открытия отодвинули время появления человека с библейских 6 тыс. лет далеко в прошлое. В середине века они были признаны научным сообществом, и археологи стали использовать термины «палеолит» и «неолит».

К этому времени в науке сложились теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию. Но, признавая эволюцию органического мира, даже самые смелые естествоиспытатели не решались поставить человека в один ряд с животными и растениями. Так, даже Ламарк, автор первой эволюционной концепции, опубликованной в 1809 г., предположив, что, возможно, человек произошел от шимпанзе, предпочел не развивать эту мысль, а ограничиться замечанием, что человек все же происходит не только от животных.

Подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, опубликовавшим в 1871 г. свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

· человек произошел от животных предков;

· человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка – ископаемого африканского обезьяно­подобного существа, жившего в отдаленную геологическую эпоху. С этого момента место божественного творения в науке заняла эволюция живой природы на основе наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование. Книга Дарвина вызвала самый широкий резонанс, на нее обрушились с критикой церковь и консервативно настроенные ученые всех направлений. Но скоро его идеи проникли в науку и заняли там господствующее место, утвердив материалистический взгляд на проблему происхождения человека.

В последарвиновский период развития биологии взгляды Дарвина были подтверждены многочисленными открытиями, прежде всего в области палеонтологии. Так, сам Дарвин делал выводы о родстве человека и высших обезьян только на основании косвенных данных, о сходстве строения современного человека и современных антропоидов. Палеонтологам удалось найти некоторые промежуточные формы между человеком и его обезьяноподобными предками – питекантропов, синантропов, неандертальцев и, наконец, ископаемых людей современного типа – кроманьонцев.

Во второй половине XX в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян послужили останки ископаемых существ – как общих предков человека и человекообразных обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком. Первые открытия такого рода произошли в 1924 г. в Южной Африке, а затем, в 1959 г., – в Восточной Африке. Современные антропоиды – человекообразные обезьяны: шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон – представляют собой боковые ветви «родственников» человека, они тоже произошли от вымерших обезьян. Среди этих обезьян ближе всего к человеку стоит шимпанзе.

По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20 родов и 30 видов антропоидов. Большинство из них вымерли, а переход к человеку осуществил лишь один вид. Анализ ископаемых форм показал, что у них была меньшая, чем у современных обезьян, приспособленность к древесному образу жизни, они могли передвигаться как по земле, так и по деревьям. Кроме того, руки у них были короче, а ноги длиннее, чем у современных обезьян, мозг – больше, а клыки – меньше.

Древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке – рамапитек, – жил на территории от Индии до Африки примерно 14 млн лет назад. Около 10 млн лет назад от него отделился предок орангутанга – сивапитек. Он остался в Азии, где и теперь живут его потомки. А общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, укоренился на африканском континенте. Там же найдены останки австралопитека.

Дальнейшее развитие человека было рядом последовательно сменявших друг друга типов, отличавшихся специфичными морфологическими чертами, уровнем материальной культуры, особенностями поведения, сознания, речи. Этот эволюционный процесс описывается стадиальной концепцией. В ее разработку большой вклад внесли российские антропологи, выделившие четыре стадии антропогенеза:

1) австралопитеки — предшественники человека;

2) прогрессивные австралопитеки, архантропы, среди которых были питекантропы, синантропы и др. – древнейшие люди;

3) палеоантропы (неандертальцы) – древние люди;

4) неоантропы (кроманьонцы) – ископаемые люди современного анатомического типа.

Итак, древнейшие люди прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (около 200 тыс лет назад) и далее – к кроманьонцу (около 40 тыс лет назад), который был уже вполне сформировавшимся человеком. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах. Так появились зачатки искусства (наскальные рисунки, резьба по дереву и кости) и первичные формы религии. После этого эволюция человека освободилась от определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

10.1.4. Трудовая концепция. Если симиальная концепция отвечает на вопрос, кто был предшественником человека, от кого он произошел, то на вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека ответ пытается дать трудовая концепция. Дарвиновская концепция происхождения человека стала основой марксистской трудовой теории антропогенеза, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». По мнению Энгельса, в процессе биологической эволюции создаются предпосылки перехода к труду. Труд приобретает черты специфической человеческой деятельности лишь с началом изготовления орудий труда, возникновения речи и мышления.

Переломный момент в процессе перехода от обезьяны к человеку был связан с формированием условий, при которых человек мог начать трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга1. Они вызвали перестройку телесной организации ископаемого предка, привели к его очеловечиванию.

Прямохождение создавало предпосылки для превращения передних конечностей в руку – орган трудовой деятельности. Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации, что создавало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах.

Предки человека начали не просто использовать, но и производить орудия труда. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, языка, т. е. окончательно превратил животное в человека. С этого момента можно говорить о величайшем качественном скачке в развитии органического мира, приведшем к появлению человека Он стал единственным существом на Земле, способным к сознательной, целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира.

Накапливавшийся жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом прежде существовавшие инстинкты – генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях – постепенно отмирали. Поэтому возникла настоятельная необходимость в ином, небиологическом способе хранения и передачи информации, необходимой для выживания вида. Так появилась символическая деятельность – речь, связанная со способностью замещать природные процессы и явления их образами и символами. Это, в свою очередь, повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, свойственного только человеку.

Но не следует считать, что с появлением зачаточных форм труда человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции – изменчивости, наследственности и естественному отбору. Еще долго они оставались ведущими в эволюции человека, лишь постепенно уступая свое место социальным факторам – трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению. Их черед настал лишь после появления человека современного вида, которое произошло совсем недавно – около 40 тыс. лет назад.

10.1.5. Мутационная концепция. Человек выделился из окружающего мира благодаря обретению им способности к труду, к сознательной деятельности. Возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. На этой основе в науке возникли предположения о роли полезных мутаций у предчеловека в наследственном аппарате, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией. Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными. Рассмотрим наиболее вероятные из них.

Одной из возможных причин могло быть влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по двум направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, посредством мутаций, естественного отбора и борьбы за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Л. Чижевским еще в 30-е годы XX в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям древних обезьян.

В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн лет Северный и Южный магнитные полюса менялись четырежды. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в 2 раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Автор этой гипотезы отечественный антрополог Г.Н. Матюшкин выявил совпадение датировки многочисленных находок останков гоминид в Африке с периодами смены полярности геомагнитного поля.

Дополнительным фактором, вызвавшим появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, общепризнанном месте появления человека, около 20 млн лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнажились залежи урановых руд. Там и в наши дни существует естественный атомный реактор, появившийся миллионы лет назад. Он интенсивно влиял на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи от него, вызывая мутации разного рода. Кроме повышенной радиации, в Восточной Африке наблюдалась интенсивная вулканическая деятельность, часто случались землетрясения. При этом на поверхность Земли всегда выбрасывается огромное количество веществ, служащих мутагенами. Все это также создавало условия как для повышения частоты мутаций, так и для более активного естественного отбора.

Но естественная радиация и другие мутагенные факторы могли быть только спусковым крючком начавшегося процесса превращения обезьяны в человека Считается, что при этом наблюдался синдром Бьюси – Клювера, приведший к кризису чисто животного способа существования. Дело в том, что радиация повреждала некоторые участки мозга – миндалевидное ядро, поясную извилину или мозговой свод. Это приводило к огрублению и сокращению хватательных функций задних конечностей, которые отныне должны были служить лишь средством передвижения по земле. Кроме того, у высших приматов начинали размываться половые циклы и появлялась способность к деторождению в течение всего года. Власть инстинктов ослабевала, вместо них формировались символические способы хранения и передачи необходимой для выживания информации, поэтому правила жизни начинали преобразовываться.

В 1960-е годы ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс, запредельные нервные нагрузки. Стресс – это острая гормональная реакция организма на ситуацию резкого расхождения между нужным результатом и наличными условиями. При этом возникают резко отрицательные эмоции – вспышки страха, гнева и т. д. По мнению антропологов и палеопсихологов, в ситуации резкого изменения климата, вызвавшего сокращение жизненных ресурсов в Африке, стресс вызывался частым голодом. Результатом было расшатывание иммунной системы и наследственного аппарата.

Влияние радиации на изменчивость организма несомненно. Любая доза радиации может вызвать изменения в наследственном аппарате и привести к рождению детей, сильно отклоняющихся от нормы. Родителям они, возможно, казались уродами. Тем не менее они могут быть способны к дальнейшему воспроизводству, и появившиеся у них изменения будут сохранены у потомков.

Так, скорее всего, и обстояло дело с человеческими предками. Мутации сократили число хромосом. Известно, что у низших обезьян число хромосом колеблется от 54 до 78, а у высших обезьян – их 48. Число хромосом у человека – 46, оно всего на 2 отличается от числа хромосом у высших обезьян. Поэтому итальянский генетик Б. Кларелли высказал гипотезу о слиянии у далекого предка двух пар хромосом, в результате чего их число сократилось, при этом укрепились те хромосомы, которые отвечали за развитие мозга и нервной системы. Это предположение косвенно подтверждается тем, что в соматических клетках некоторых людей встречается аномальный набор хромосом (XXY – у женщин и XYY – у мужчин). Обычно это сопровождается умственным отставанием и ростом агрессивности. Появление лишней хромосомы считают генетическим атавизмом.

Поэтому с точки зрения концепции Кларелли, человек – это обезьяний урод. Поэтому высшие обезьяны имеют высокое морфологическое и биохимическое сходство с человеком. Состав белков крови и тканей, структура ДНК не совпадают лишь на 1%. Однако мутанта, ставшего предком человека, в природных условиях ждала неминуемая гибель. Но он сумел этого избежать, поскольку стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.

10.1.6. Современная концепция антропогенеза. Появление жизни на Земле стало возможным благодаря грандиозному скачку материи в эволюции Вселенной. Жизнь на нашей планете появилась в форме примитивной биосферы, развитие которой шло от ступени к ступени, скачкообразно переходя в качественно новые состояния. При этом возникали все более сложные и упорядоченные формы живого вещества. В истории биосферы бывали зигзаги, временные остановки прогрессивного развития, но они никогда не переходили в стадию деградации, поворота движения вспять. Достаточно взглянуть на перечень важнейших вех в истории биосферы, чтобы убедиться в этом. После первой глобальной бифуркации (разделение, разветвление) в истории биосферы, какой стало само зарождение жизни, появились простейшие прокариоты. Затем настал черед значительно более высокоорганизованных эукариотов, в том числе и аэробных организмов. Их появление было связано с большим локальным снижением энтропии (т. е. температуры), но ценой этому было уменьшение стабильности отдельного организма и появление отсутствовавшей ранее индивидуальной смертности, закодированной в генетическом аппарате. Это стало еще одной точкой бифуркации в развитии биосферы Земли, как и появление гетеротрофных организмов, обладающих способностью максимального усвоения энергии. Это привело к увеличению эффективности в использовании внешней энергии и материи, резко интенсифицировало естественный отбор.

Следующими точками бифуркации стали: появление многоклеточных организмов и функциональная дифференциация клеток внутри организмов; появление организмов с твердыми скелетами, открывших путь к образованию высших животных; и наконец, возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга как центра сбора, переработки, хранения информации и управления на ее основе функционированием и поведением организмов.

Появление разума стало второй фундаментальной бифуркацией в истории биосферы. После этого проявилась способность материи познавать себя, что стало возможным с рождением человека и человечества. Таким образом, человек своими корнями прочно уходит в биосферу Земли, будучи одним из ее многочисленных естественных созданий. Об этом говорит множество фактов, открытых наукой как в прошлом, так и недавно.

Данные эмбриологии и анатомии указывают на черты сходства в развитии человека и животных и позволяют отнести вид «Человек разумный» (homo sapiens) к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству люди, роду человек.

Данное определение основывается на том, что у человека (как у хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, полость глотки содержит жаберные щели, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития происходит замена хорды на позвоночный столб, формирование черепа и челюстного аппарата, появление скелета парных конечностей, возникновение пяти отделов головного мозга, формирование сердца на брюшной стороне, что позволяет отнести человека к позвоночным. Как у млекопитающих, позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы, что дополняется наличием диафрагмы, четырехкамерного сердца, теплокровности. Вскармливание детенышей молоком позволяет отнести человека к классу млекопитающих. Такие признаки, как передние конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (что обеспечивает объемное зрение), замена молочных зубов и т. д., позволяют отнести человека к отряду приматов.

В этом ряду из живой природы человека выделяют следующие отличительные свойства:

· способность производить орудия труда для сознательного воздействия на окружающий мир;

· прямохождение и положение внутренних органов, соответствующее вертикальному положению тела Благодаря вертикальному положению скелета человек имеет широкий таз, плоскую грудную клетку, резкие изгибы позвоночника, сводчатую стопу, где большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры;

· высокая степень развития руки, способной выполнять самые разнообразные и высокоточные действия, в том числе позволяющая изготавливать орудия труда;

· членораздельная речь (в мозге человека сильно развиты лобные, височные и теменные доли, где расположены важнейшие центры психики и речи);

· высокая степень развития головного мозга и черепа. Человек имеет очень сложно устроенный головной мозг объемом 1000 – 2000 см (площадь коры больших полушарий составляет в среднем 1250 см3, что значительно выше, чем у человекообразных обезьян);

· кожа, почти лишенная волосяного покрова.

Согласно палеонтологическим данным, процесс формирования современного человека начался, когда от группы примитивных древних млекопитающих – насекомоядных – около 35 млн лет назад обособилась группа животных, впоследствии из нее выделились приматы. Из ныне живущих форм к ним наиболее близки тупай и – низшие из современных приматов. От предков современных тупай отделилась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян – пацапитеков (небольших животных, ведших древесный образ жизни и питавшихся растениями и насекомыми). Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. В дальнейшем парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви древнейших обезьян – дриопитекам, которые появились 17 – 18 млн лет назад и вымерли около 8 млн лет назад. Антропологи предполагают, что популяции дриопитеков расселились по разным местам обитания: предковые формы современных человекообразных обезьян – в дождевые тропические леса, где они передвигались главным образом, цепляясь руками за ветки и раскачиваясь, а другие – на открытые пространства, где они были вынуждены вставать на задние конечности, чтобы лучше рассмотреть местность. Со временем, попав под влияние естественного отбора, такое положение тела из случайного, вынужденного перешло в необходимое. За более чем 10 млн лет обитания в тропических лесах у дриопитеков сформировались передние конечности, приспособленные к добыванию пищи, большой головной мозг с высоким развитием двигательных отделов, бинокулярное зрение и др.

Переход дриопитеков к прямохождению был связан со сменой древесного образа жизни на наземный и был вызван наступлением ледникового периода. Очевидно, гоминидные предки человека не ушли к экватору вместе с тропическими лесами, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом дриопитеки австралопитеков передвигались по земле в полувертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты и позволяло использовать камни и палки. Кроме того, поскольку перемещаться на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, начала развиваться психика. Она была нужна для быстрого ориентирования, координации тела и работы конечностей. Это, в свою очередь, повлекло изменение анатомического строения и увеличение объема мозга. Дриопитеки дали начало австралопитекам (букв, «южные обезьяны», так как их останки найдены в Южной Африке).

Антропологи считают, что австралопитеки занимали промежуточное положение между современными человекообразными обезьянами и человеком. Общая масса австралопитека не превышала 50 кг, а средняя масса головного мозга – примерно 500 г.

Эволюция австралопитека протекала в сложных условиях. Спустившись на землю, они не могли быстро бегать, у них не было острых когтей и зубов, а малая плодовитость могла привести к вымиранию всего вида. Поэтому естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так, совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела и, конечно, развивались верхние конечности. Вначале рука была слабо развита и могла производить лишь самые простые действия. Но в ходе естественного отбора рука научилась использовать на охоте камни и дубины, а также кости и зубы убитых животных для защиты и нападения, для выкапывания корней и клубней, для сдирания шкур со своей добычи, разрезания мяса.

Выживанию в борьбе с опасными хищниками австралопитекам помогали стадный образ жизни, использование в качестве орудий труда естественных предметов (камней, палок, костей), сочетание растительной пищи с животной, которая постепенно становилась основной. Австралопитеков называют обезьянолюдьми, и в качестве таковых они выделились около 5 млн лет назад. Они выиграли битву за существование и 1, 5 – 2 млн лет назад расселились по территории Африки, Средиземноморья и Азии.

Следующим этапом в процессе антропогенеза стало появление около 3 млн лет назад первого человека, названного Homo habilis («Человек умелый»). У людей этого вида объем мозга достигал 650 см. Они применяли при добывании пищи грубо обитые камни, сооружали простейшие жилища, но не умели пользоваться огнем. Эти преимущества позволяли древнейшим людям вытеснять более примитивных австралопитеков, охотиться на них и даже поедать.

Примерно 1, 5 млн лет назад на смену человеку умелому пришел тип Человека прямоходящего (Homo erectus), который расселился довольно широко на планете. Местами его обитания стали Африка, Средиземноморье, Южная, Центральная и Юго-Восточная Азия. Масса мозга человека этого типа составляла примерно 750 г, что, по современным данным, является критерием отделения человекообразных обезьян от людей и появления зачатков речи.

Древнейшие люди появились около 1 млн лет назад. Их было несколько типов (питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек – названия даны по местам находок их останков). Они занимались охотой, использовали каменные ножи, жили в пещерах. Масса их мозга составляла 800 – 1000 г, а рост –170 см. Люди этого типа ходили прямо, не опираясь руками на землю. Вероятно, они умели искусственно получать огонь для обогревания и приготовления пищи.

В 1856 г. в долине реки Неандерталь (около современного Дюссельдорфа) были найдены останки людей, названных неандертальцами. По мнению палеонтологов, люди этого типа появились около 200 тыс лет назад и представляли собой неоднородную группу по физическим и умственным данным. Они обладали зачатками членораздельной речи, имели рост от 155 до 165 сми массу мозга до 1500 г. Неандертальцы изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещерах или строили жилища. Около 40 – 50 тыс лет назад от более развитых неандертальцев отделился Человек разумный, длительное время сосуществовавший с ними. Однако неандертальцы оказались тупиковой ветвью в эволюции человека, поскольку примерно 28 тыс. лет назад были вытеснены первыми современными людьми – кроманьонцами.

Кости ископаемых людей современного типа впервые были найдены в 1868 г. в пещере Кроманьон во Франции, поэтому эти люди были названы кроманьонцами. Их рост достигал 180 см, а объем черепа – 1590 см3. Как и современных людей, кроманьонцев относят к одному виду – Человеку разумному. Обычно считается, что кроманьонцы жили 30 – 40 тыс лет назад, но сегодня есть все больше оснований считать, что они могли жить и на 40 тыс лет раньше, т. е. возраст современного вида человека удваивается.

Прародиной человека считается Восточная Африка. Именно в ее экваториальной части сложились наиболее подходящие условия для возникновения человека: теплый и влажный климат, разнообразный ландшафт, многообразный растительный и животный мир. Кроме того, в Восточной Африке на поверхность Земли выходят урановые породы, что создает повышенный радиационный фон, много вулканов и частые землетрясения (о влиянии всех этих факторов на процесс превращения обезьяны в человека говорилось в 10.1.5). Ранние гоминиды населяли влажные тропические леса. А затем вышли из них на открытые пространства. Значительное похолодание привело к исчезновению тропических лесов и предоставило эволюционное преимущество именно прямоходящим саванным обезьянам.

Антропогенез рассматривается как продолжение биогенеза, поэтому антропология изучает абиотические, биотические и социальные факторы возникновения человека. Абиотические предпосылки антропогенеза – геологические процессы, географические и физико-химические факторы. Биотические предпосылки включают в себя мутации, волны численности, изоляции, естественный отбор и другие факторы микро- и макроэволюции, в результате которых формировались новые виды животных, возникли древние обезьяны, а от них произошли люди.

Основные предпосылки, обеспечившие переход от обезьяны к человеку – прямохождение, развитие руки и развитие мозга – называются гоминидной триадой. Предполагается, что способность к прямохождению сформировалась у некоторых древних обезьян как вынужденная мера на изменение характера питания. Очередное похолодание, приведшее к исчезновению тропических лесов, вынудило древних обезьян искать новые способы добывания пищи. Некоторые виды ископаемых приматов, верхние конечности которых были несколько короче, а нижние – длиннее, чем у других видов, стали спускаться с деревьев на землю и проводить здесь значительную часть времени. Различие функций передних и задних конечностей древних обезьян определилось еще в период древесного образа жизни, переход к наземному образу жизни и прямохождение дополнительно способствовали углублению функциональной дифференциации: стопы ног все более выполняли опорную функцию, а кисти рук – хватательную.

Освобождение передних конечностей способствовало тому, что древние обезьяны стали использовать различные подручные предметы (палки, камни, кости) в целях самозащиты и добывания пищи. Разнообразные и все усложняющиеся манипуляции с предметами развивали и трансформировали кисть, большой палец постепенно удлинялся и все больше противопоставлялся другим пальцам руки. Повышение чувствительности кисти, в свою очередь, позволяло древним предкам человека совершать все более и более сложные манипуляции с предметами.

Следствием развития кисти и усложнения действий, производимых с ее помощью, стало увеличение объема и усложнение структуры головного мозга. Объем мозга в целом возрастает главным образом за счет коры больших полушарий, в которой увеличивается число борозд (извилин). Большая затылочная доля мозга связана с усложнением зрительных образов. При этом возрастает острота зрения, глазницы перемещаются с боковой поверхности на переднюю, благодаря чему поля зрения перекрываются и формируется бинокулярное зрение, которое дает стереоскопический эффект, позволяющий оценивать расстояния. Усложнение лобных долей объясняется необходимостью управлять мышечной деятельностью и голосовым аппаратом. Потребность в более совершенном различении звуков привела к усложнению височных долей. В совокупности все эти изменения вызвали совершенно новое явление в эволюции мозга – доминирование коры больших полушарий над деятельностью низших мозговых центров.

Концепция антропогенеза основывается на многочисленных археологических и палеонтологических данных, но в то же время общая картина остается неполной – многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами все еще неизвестны. Сложности возникают еще и потому, что сам процесс антропогенеза не носил линейного характера. Эволюция не только человека, но и всего живого осуществлялась путем постоянного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие отходят в сторону от основного направления, и только одна линия в конце концов привела к появлению человека разумного. Графически процесс антропогенеза можно представить в виде дерева со множеством ветвей; некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы. Несомненно, в будущем естественно-научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но и, возможно, существенно меняться.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал