Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 2. Развитие психики человека. Сознание человека. Соотношение сознания и бессознательного.






План:

1. Определение психики. Особенности психического отражения. Функции психики.

2. Основные этапы развития психики.

3. Психика и мозг.

4. Структура психики.

5. Сознание как высшая ступень развития психики. Свойства сознания.

6. Самосознания как форма сознания.

7. Связь сознания и бессознательного.

1. Этимологически слово психика имеет двойственное значение. Одно значение имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективно избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психику нельзя свести только к простой нервной систем. Психические свойства являются результатом нейрофизиолгической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психика возникает. Преобразование сигналов, совершающихся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человече­ства через собственную активную деятельность. Таким об­разом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по мень­шей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаи­модействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

 

Отражаемое (весь мир)   Отражающая система Отраженное (психические явления)

 

Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

1. оно дает возможность правильно отражать окружаю­щую действительность, причем правильность отра­жения подтверждается практикой;

2. сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

3. психическое отражение углубляется и совершенству­ется;

4. обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

5. преломляется через индивидуальность человека;

6. носит опережающий характер.

 

2. Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо раскрыть его основное содержание. В самой общей форме можно сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности, переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность.

Всякий организм, будучи общим целым, выделяется из окружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Каждая психическая функция и каждый психический акт поведения всегда являются внутренне противоречивым единством выделения индивида из среды и связи его с ней. В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней. В ходе развития психики, по мере перехода к высшим ее ступеням, прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет его связи с ним и не связь за счет выделения, и связь и выделение. Ступеньки психического развития – это ступеньки и выделения, и связи, всегда представленных в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.

Если говорить о развитии психики у животных, то оно проходит ряд этапов:

Табл. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

 

 

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внеш­него мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение дей­ствительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются ин­дивидуально приобретенные навыки поведения.

Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситу­ацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двух­фазных задач, требующих предварительных подготовитель­ных действий для своего решения. Интеллектуальное пове­дение животных не выходит за рамки биологической по­требности, действует только в пределах наглядной ситуа­ции.

Психика человека — качественно более высокий уро­вень, чем психика животных (Homo sapiens — человек ра­зумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необхо­димости, осуществления совместных действий для добы­вания пищи при резком изменении условий жизни перво­бытного человека. И хотя видовые биолого-морфологиче­ские особенности человека устойчивы уже в течение 40 ты­сячелетий, развитие психики человека происходило в про­цессе трудовой деятельности. Таким образом, материаль­ная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансфор­мирует природные задатки и функции в высшие психи­ческие функции — специфически человеческие, обществен­но-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогатель­ных средств, речевых знаков, созданных в процессе исто­рического развития. Единство высших психических функ­ций образует сознание человека.

3. Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.

Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители так называемой эм­пирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.

Другое ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь — печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф.Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?

Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека.

Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным нервным волокнам к исполнительным органам, в частности к мышцам и железам. Эти исполнительные органы называются эффекторами. Следует отметить, что основная функция нервной системы — это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных волокон, соединяющее одни клетки их группы с другими.

В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга и имеет в разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних «рогах» спинного мозга расположены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в передние «рога» или кверху в головной мозг. Передние «рога» состоят из двигательных клеток, получающих импульсы из задних «рогов» или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество спинного мозга окружено белым веществом, или так называемыми столбами: передними, боковыми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по задним — от периферии к центру. Следует отметить, что в ряде случаев нервный импульс не поднимается выше спинного мозга и нервная деятельность осуществляется по механизму так называемых спинномозговых рефлексов. В частности, если человеку, даже спящему, уколоть руку, он ее отдернет. Ход нервного импульса при этом будет от рецептора по афферентному нерву в спинной мозг, передача его — из задних «рогов» в передние и по афферентному нерву в мышцу. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нервными волокнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, расслаблении мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и деятельности организма.

Низшие, стволовые отделы головного мозга — продолговатый и средний мозг — по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, чихательного — при раздражении слизистой оболочки носа, кашлевого — гортани и слезоотделительного — глаза. В среднем мозгу замыкаются рефлексы сужения зрачка в ответ на освещение глаза. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.

Осуществляются здесь и сложнейшие рефлекторные процессы, координирующие совместную работу многих мышечных групп и систем внутренних органов. Со стволовой частью мозга связан и мозжечок, обеспечивающий рефлекторную тончайшую настройку мышечного на­пряжения, сокращения и расслабления отдельных групп мышц при изменении положения тела в пространстве, при ходьбе, беге, прыжках и т. д. На всякое новое, внезапное раздражение человек отвечает простейшими ориентировочными рефлексами, унаследованными им от живот­ных: поворотом головы, глаз и всего тела (а у животных — движениями ушей и ноздрей), расширением зрачков, сужением кровеносных сосудов, быстрым сокращением всех мышц тела — вздрагиванием. Рефлекторные дуги всех этих ориентировочных рефлексов замыкаются в среднем мозгу.

Выше и в стороны от среднего мозга лежат скопления нервных клеток, получившие название подкорковых узлов больших полушарий головного мозга. Они осуществляют координацию импульсов, идущих от всех органов чувств, и играют весьма большую роль в возникновении простейших эмоций. Подкорковые узлы обеспечивают координацию сложных двигательных актов. Так, например, голубь, у которого со­хранены подкорковые узлы, но удалены вышележащие участки головного мозга, может летать, выполняя в полете сложные эволюции.

Следует отметить, однако, что у здорового бодрствующего человека в случаях описанных выше спинномозговых рефлексов нервный им­пульс не локализуется только в спинном мозгу, а поднимается в головной мозг. Поэтому человек, уколов свою руку, не только непроизвольно ее отдернет, но и ощутит укол, эмоционально оценит его: рассердится или рассмеется и т. д. Это относится и к рефлексам, замыкающимся на более высоком уровне. Все они имеют свое, как принято говорить, корковое представительство, то есть определенные участки коры головного мозга, связанные с теми нижележащими центрами, в которых замыкаются рефлексы.

Отметим, что в отличие от спинного мозга в больших полушариях головного мозга, самой " верхней" и самой молодой части мозга, нерв­ные клетки расположены не только в их центральных отделах (в подкорковых узлах), но и главным образом по их периферии в виде так называемой коры головного мозга.

У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверх­ностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восста­навливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.

 

4. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Мы давали определение психики. Кроме того, психика – совокупность психических явлений.

Психические явления возникают в процессе взаимодействия субъекта с объективным миром, начинающегося с воздействия вещи на человека.

Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека, и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда и непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т.д.).

Психические процессы обеспечивают формирование знаний, первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Кроме того, психические явления подразделяются на свойства личности. Свойства личности определяют:

- темперамент (врожденная, биологическая черта)

- характер (отличительная черта человека, приобретенная)

- потребности (состояние нужды организма в чем-либо)

- мотивы (внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека)

- установки (готовность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы)

- направленность личности (совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения)

К состояниям личности следует относить состояние сознания, волевые состояния, эмоциональные состояния. Сюда же относят состояние сна, бодрости, критические состояния (конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей; конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы; стресс – состояние эмоционального и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившей ситуации; фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной, желаемой цели).

 

5. В процессе исторического развития общества человек изменят способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции.

Высшие психические функции – это преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.

Единство высших психических функций образует сознание человека.

По своему смыслу и существу Сознаниевсегда есть осознание чего-то, что находится вне его. Сознание – это осознание вне его находящегося объекта, который в процессе осознания трансформируется и выступает в форме, в виде ощущения, мысли.

По мере того, как из жизни и деятельности человека, из его непосредственных безотчетных переживаний выделяется рефлексия на мир и на самого себя, психическая деятельность начинает выступать в качестве сознания. Сознание – это всегда знание о чем-то вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности.

Становления сознания связано со становлением новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать себе отчет в своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за все содеянное и все упущенное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир – словом, жить так, как живет человек и никто другой.

Развитие у человека сознания связано с общественно организованной деятельностью людей, с трудом и совершается на его основе. Труд требует осознания результата труда как его цели, и в процессе труда сознание и формируется.

С возникновением общественно организованного труда, при котором удовлетворение потребностей индивида совершается общественным образом, предметы начинают выступать не только как объекты личных потребностей, а как вещи, значение которых определяется их отношением к общественным потребностям.

В процессе общественно организованного труда возникает язык и слово. В слове откладываются и объективируются накапливаемые человеком знания. Только благодаря слову они обобщаются, абстрагируются от отдельных частных ситуаций и становятся общественным достоянием, доступным каждому индивиду как члену коллектива. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком: язык – необходимое условие возникновения сознания. Осознавать – значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных в слове обобщенных значений.

Без языка – нет сознания. Язык – общественная форма сознания человека как общественного индивида.

В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Осознание чего-либо необходимо предполагает некоторую совокупность знаний, соотносясь с которой окружающее осознается.

Сознание – это первичное осознание окружающего мира.

Сознание служит для регуляции поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается. Возникновение сознания – это возникновение сознательных действий, сознательного поведения. Сознательное поведение, сознательная деятельность – это специфический способ существования человека.

Сознание представляет собой сумму осознаваемых нами состояний.

Сознание – высшая форма психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Оно имеет социокультурный характер, формируется в ходе истории человечества, под влиянием индивидуальных социальных структур. Оно возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. содержание сознания, наши мысли на 99 % предопределены мыслями других людей. Ниша представления о вещах, и то, как мы на них реагируем – совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими на протяжении поколений.

Главными образующими внутреннего строения сознания являются - значение и смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усеваемого человеком. Это объективное понятие.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Ядром сознания является – знание.

Сознание характеризуется:

- активностью, которая обеспечивает целенаправленную деятельность;

- направленность на предмет (сознание всегда – осознание чего-либо);

- способность к рефлексии, самонаблюдению (способность сознания человека сосредоточиться на самом себе), определенность «Я» от не «Я», различием субъекта от объекта; в понятие рефлексии входит самооценка, уровень самодостаточности личности, самоценности, самоуважения;

- мотивационно-ценностный характер;

- различная степень ясности;

- совместная деятельность;

- социальный характер.

6. Самосознание

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной, имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний возможность развития на этой почве самонаблюдения.

Самосознание - форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя.

Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающим миром и в процессе собственной деятельности. Для него характерны различные уровни развития самосознания как в социальном, так и в гносеологическом плане. Знание своих особенностей по­зволяет человеку занимать активную позицию по отно­шению к самому себе, осознать себя как личность.

Под понятием «Я» имеется в виду личность, осве­щенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, зна­ет и чувствует себя. «Я» предполагает знание и отноше­ние к собственной реальности, постоянное ощущение в ней самого себя.

Человеческое «Я» меняется вместе с изменением условий его жизни. Тем не менее, в развивающемся са­мосознании есть общее, инвариантное основание, кото­рое сохраняет наше «Я» на протяжении всей сознательной жизни в целом относительно устойчивым. Без этого основания «Я» распалось бы на отдельные ак­ты самосознания. Развитию самосознания способствует речь.

Самосознание имеет своим предметом сознание. Если есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть ори­ентировка его в собственной личности. Самосознание да­ет человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его, то есть изучать акт собственного сознания.

Самосознание является мощным фактором само­контроля (ориентированного на вне его лежащие вещи), самопознания, самосовершенствования и самовоспита­ния. Самосознание - разум, повернутый внутрь духовного мира человека.

Рефлексия (от лат. Reflexio - обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

7. Связь сознания и бессознательного.

Психологическая структура сознания

Мы уже отметили, что сознание представляет собой многомерное образование. В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Мы уже отмечали, что выделение З. Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием.

Разграничение бессознательного и сознательного - это противопоставление континуума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.

Сознательное и бессознательное - это не противоположности, а частные проявления " сознания вообще", где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное - арефлексивное сознание.

Индивидуализированная форма " сознания вообще" - это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма " сознания вообще" - это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).

Бессознательное – те проявления, процессы, свойства и состояния, которые человеком не осознаются. Бессознательно – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о которых человек не дает себе отчета. Оставаясь психическими (понятие психики шире понятия «сознания»), бессознательное представляет собой такую форму отражения, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени, месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком своих действий, невозможна и оценка их результата. Есть бессознательные ощущения (равновесия, мышечные, зрительные и слуховые), которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции. Бессознательная память – это та память, которая связана с генетической и долговременной памятью. Бессознательное мышление выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, которая влияет на направленность и характер поступков. Но главный интерес для нас представляют, так называемые, личностные проявления бессознательного. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Неосознаваемыми могут быть также восприятие, мотивы поступков, интеллектуальная деятельность, психологические установки, эмоциональные проявления и влечения. Фактор бессознательного участвует в той или иной форме и степени в любой психической деятельности, в формировании любого поступка.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Большой вклад в разработку бессознательного внес известный ученый-медик, психоаналитик З. Фрейд. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, наиважными намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне неудовлетворенными важными жизненными потребностями, Во сне неудовлетворенные желания получают реализацию. Но если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными.

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал