Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Запрещенные сделки с ц/б (сделки, связанные с манипулированием ценами). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Запрещенными видами деятельности на РЦБ являются: -эмиссия ц/б без государственной регистрации, без раскрытия информации, относящейся к эмитенту или к ц/б; -осуществление деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии; -манипулирование на РЦБ путем фиктивных сделок, произведения адекватных взаимозачетов требований, осуществления искусственных краткосрочных сделок; -незаконное использование важной, конфиденциальной информации; -раздел РЦБ по какому-либо признаку для предоставления отдельным участникам преимущественного положения; -другие действия, противоречащие основным принципам торговли на рынке ц/б, установленным законодательством. Запрещенными формами торговли на РЦБ признаются торговля на базе инсайдерской информации и манипулирование ценами, так как данные виды сделок способны оказывать на фондовый рынок самое негативное влияние независимо от состояния экономики и политической обстановки в стране. Под манипулирование ценами понимается деятельность на рынке, направленная на создание ложных ценовых ориентиров в форме искусственного воздействия на цены, побуждения других участников рынка покупать или продавать ц/б по несправедливым ценам, которые бы никогда не сложились на данном уровне на открытом и честном рынке. В результате действий манипулятора другие участники рынка осуществляют сделки купли–продажи ц/б по ценам, сформированным на основе ложных представлений о ситуации на рынке, что приводит к грубому искажению ценовой динамики и несправедливому получению прибылей манипулятором за счет других сторон. Манипулирование может осуществляться с различными целями, среди которых можно выделить три основных: 1. Повышение курса ц/б. Манипулятор способствует повышению цены ц/б, которую потом продает инвестору. 2. Стабилизация цен – ц/б обычно продается по более высокому курсу, чем тот, который бы установился под воздействием чисто рыночных сил. Подобная практика часто используется при первичном размещении ц/б. Данный вид манипулирования частично разрешен SЕС (Комиссией по ц/б и биржам, США). Публичные инвесторы в этом случае должны быть полностью информированы о проведении подобных операций. 3. Понижение курсовой стоимости ц/б проявляется, когда игроки на понижение (медведи) стремятся извлечь прибыль путем совершения продаж “без покрытия”. Манипулирование довольно трудно классифицировать, поскольку существует большое количество форм и методов воздействия на цены. Возможно разделение различных видов манипулирования на где группы: манипулирование, основанное на совершении сделок и манипулирование, использующее информацию. Манипулирование, основанное на совершении сделок: 1. Корнеры (corners) – накопление значительной части ц/б у одного лица или группы взаимосвязанных лиц. Позволяет искусственно увеличивать или сокращать предложение ц/б, изменяя таким образом их курсовую стоимость. 2. Паркинг (parking) – используется для сокрытия собственности на ц/б. Представляет собой фиктивную продажу или перевод ц/б на лицо, накапливающее их, с целью последующей перепродажи или перевода настоящему собственнику (или его агенту) на существенно тех же условиях, что и первая продажа. 3. Организация значительного потока приказов по ценам, отличающимся от рыночных при открытии и закрытии биржи, с целью установить искусственный уровень цен (воздействие на цены открытия и закрытия). 4. Проведение операций с крупными пакетами ц/б (прохождение через рынок крупной партии ц/б оказывает дестабилизирующее влияние на цену, выводит ценообразование за нормальные рыночные условия). 5. Одновременное выставления поручений на покупку и продажу ц/б по ценам, существенно отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в течение торговой сессии. 6. Проведение сделок с крупными пакетами ц/б без смены владельца. Манипулирование, использующее информацию: 1. Распространение информации о том, что в результате действий одного или несколько лиц курс какой–либо ц/б будет повышаться или понижаться, что косвенно призывает инвесторов к таким же действиям. 2. Распространение ложной информации о ценной бумаге, которая приведет к массовым покупкам/ продажам данной ц/б, и, соответственно, повлечет за собой рост/ падение котировок данной ц/б. 3. Сокрытие или непредставление информации об эмитенте, ц/б или состоянии рынка, которые могут привести к установлению искусственного контроля цен на ц/б. Таким образом, манипулирование способствует неадекватному формированию спроса на ц/б или их предложения, что нарушает справедливость ценообразования и в конечном счете влечет убытки инвесторов. Российское законодательство о РЦБ не дает четкого понятия манипулирования. Пункт 2 статьи 51 ФЗ “О РЦБ” устанавливает, что “профессиональные участники РЦБ не вправе манипулировать ценами на ц/б и понуждать к покупке или продаже ц/б путем предоставления умышленно искаженной информации о ц/бах, эмитентах эмиссионных ц/б, ценах на ц/б, включая информацию, представленную в рекламе”. Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения и/или понижения цен и/или торговой активности на РЦБ относительно существующего уровня цен и/или существующей торговой активности на РЦБ, с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или публично обращаемые ц/б, в том числе: − распространение ложной или недостоверной информации; − совершение сделок с ц/б на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на РЦБ, в результате которых не меняется владелец этих ц/б; − одновременное выставление поручений на покупку и продажу ц/б по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам; − соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ц/б по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам. Совершение указанных действий профессиональными участниками РЦБ является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций. Определение манипулирования в законе слишком узко, полномочия ФСФР России по выявлению и доказыванию фактов манипулирования недостаточны, а ответственность за эти нарушения ограничена только лишь приостановлением или аннулированием лицензии проф. участника РЦБ, – не предусмотрены даже административные штрафы, не говоря уже об уголовной ответственности. Необходимо дать более широкое определение манипулирования ценами, расширить перечень его признаков. Следует определить перечень лиц, имеющих возможность манипулирования ценами, а также полномочия регулятора по выявлению и пресечению подобной практики. Наконец, в законодательстве обязательно должна быть установлена система мер ответственности за совершение недобросовестных действий. Наряду с манипулирование ценами, к запрещенным видам торговой практики на РЦБ относится торговля на основе инсайдерской информации. Очевидно, что владение информацией недоступной общественности (то есть нераскрытой) предоставляет участникам фондового рынка неоспоримое преимущество перед другими участниками в совершении сделок с ц/б. Совершение сделок с ц/б на основе использования неизвестной публике, конфиденциальной информации, как правило, исходящей из руководства компании, в мировой практике регулирования фондового рынка называется инсайдерской торговлей. Торговля с использованием инсайдерской информации относится к числу самых серьезных нарушений на развитых рынках ц/б. С этим явлением борются правительства почти всех стран мира, желая нормализовать биржевую торговлю, привлечь как внутренние, так и иностранные инвестиции. Дело в том, что в развитых странах уже достаточно давно достигнуто понимание того, что торговля с использованием инсайдерской информации подрывает доверие инвесторов к ценным бумагам, что самым негативным образом отражается на финансовом рынке в целом, а через него и на всем инвестиционном процессе. Поэтому, в целях противодействия нарушениям на рынках ц/б, организаторы торговли разрабатывают соответствующие системы надзора. Составными элементами систем надзора являются: − информационно-аналитические средства мониторинга рынков; − нормативно-правовая база, регламентирующая процедуры проведения организатором торговли во взаимодействии с государственными регулирующими органами расследований выявленных нарушений и принятия санкций в отношении участников-нарушителей; − функциональное подразделение (службы надзора) в структуре организатора торговли. Трудность для законодателей и регуляторов во всех странах заключается, однако, в определении того, кто конкретно является “инсайдером”– лицом, имеющим в силу своего должностного положения доступ к служебной информации, – и что является торговлей с использованием служебной информации (инсайдерской торговлей). В зарубежном опыте существуют значительные отличия в санкциях, применяемых к инсайдерам торговлю с использованием инсайдерской информации. Безусловное лидерство в антиинсайдерских нормах принадлежит США, где применяются не только самые жесткие санкции в отношении инсайдеров, но, кроме того, здесь эти санкции реализуются чаще и эффективнее чем где–либо. В то время как фактически во всем мире проблеме инсайдерской торговли уделяется заметное внимание, российское законодательство в вопросе предотвращения недобросовестного использования информации инсайдерами на фондовом рынке практически не развито. Доказать факт инсайдерской торговли в России сегодня невозможно. В законодательстве нет определений понятий “инсайдер” и “инсайдерская информация”. К тому же у регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам – практически нет полномочий по выявлению нарушений в этой сфере. Мировому опыту такое положение дел явно не соответствует. Для эффективного функционирования российского фондового рынка, для повышения доверия к нему инвесторов (в том числе иностранных), для честной конкуренции участников рынка необходимо законодательно урегулировать вопросы, связанные с инсайдерской информацией, инсайдерской торговлей и манипулированием ценами.
|