Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Психологическое обследование сиблинговых отношений
Цель: познакомить студентов с методиками психологического исследования особенностей общения сиблингов и их взаимоотношений; сформировать умения и навыки практического использования методик по психологическому обследованию особенностей общения сиблингов и их взаимоотношений. Методы: эксперимент, опросник, методика. Материал и оборудование: «Братско-сестринский опросник» S.A.Graham-Bermann, S.E.Culter [2; 224–238], модифицированная методика «Диагностика сиблингового общения» М.В.Кравцовой [1]. Инструкция: 1. Внимательно изучите «Братско-сестринский опросник» S.A.Graham-Bermann, S.E.Culter и модифицированной методикой «Диагностика сиблингового общения» М.В.Кравцовой, ознакомьтесь с их целями, психодиагностическими шкалами, условиями проведения и обработкой полученных результатов; 2. Определите, с кем будете проводить опросник; 3. Подготовьтесь к исследованию: тексты опросника и методики для сиблингов, бланки регистрации ответов, осуществите данное исследование; 4. Обработайте полученные результаты, сравните полученные данные между сиблингами по представленным шкалам по обеим методикам, сформулируйте выводы по полученным результатам; 5. Напишите обобщенную характеристику по полученным результатам по братско-сестринскому опроснику и методике «Диагностика сиблингового общения» М.В.Кравцовой. Протоколы обследования сиблингов приложите к характеристике. Братско - сестринский опросник («The Brother-Sister Questionnaire» S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter) Цель методики: о просник предназначен для психометрической оценки и дифференциации нормативных и дисфункциональных сиблинговых отношений. Под дисфункцией сиблинговых отношений здесь понимают наличие высокого уровня конфликтности и агрессивных поведенческих реакций в сиблинговой диаде. Оценка осуществляется в рамках характеристикичетырех свойств сиблинговых отношений: эмпатии, поддержания границ, сходства и принуждения, обозначенных в названии шкал опросника. Утверждения BSQ отражают субъективную оценку тех отношений, которые существовали в семье. Характеристика шкал опросника: 1. Шкала " Эмпатия". Четырнадцать пунктов настоящей шкалы определяют уровень эмпатии и заботы в отношениях: заботятся ли сиблинги друг о друге, интересуются ли тем, о чем думает, что делает брат /сестра, сопереживают ли друг другу, делятся ли секретами, есть ли ощущение душевной близости, эмоциональной привязанности, стремятся ли проводить вместе время. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о высоком уровне развития эмпатии в отношениях. 2. Шкала " Поддержание границ". Шесть пунктов шкалы оценивают степень поддержания сиблингами межличностных границ (как в области материальной собственности, так и в области индивидуальных интересов), диагностируется близость / отдаленность друг от друга. Критерием является способность сиблинга уважать физическое и психологическое пространство другого. 3. Шкала " Cходство". Определяет наличие общих интересов, жизненного опыта и переживаний. Девять пунктов шкалы касаются наличия общих друзей, интересов в области спорта, хобби, школьных предметов. Высокие показатели по шкале определяют высокий уровень сходства в отношениях. Низкие показатели могут свидетельствовать о сильной дифференциации или деидентификации. 4. Шкала " Принуждение". Оценивает элементы власти и контроля одного сиблинга над другим, доминирование. Включает вопросы о поведении эксплуатации, о девиантном поведении по отношению к сиблингу, об изоляции сиблинга в отношении его друзей. Высокие показатели свидетельствуют о высоком уровне доминирования и контроля. Инструкция: " Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале то, в какой степени каждое суждение описывает ваши отношения с братом (сестрой): 1. совсем не подходит 2. пожалуй, неверно 3. пожалуй, верно 4. верно 5. совершенно верно
|