Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовой статус Правительства РФ: функции и полномочия; состав; порядок формирования; формы реализации полномочий. Нормативно-правовые акты Правительства РФ.

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

Статус правительства и порядок его деятельности определены 6-й главой Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года (от 03.12.2012), а также регламентом.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (6 лет) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (7) и федеральных министров (21).

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ст. 111 Конституции РФ).

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий (ст. 7 ФКЗ РФ «О правительстве»).

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.

Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ст. 9 ФКЗ РФ «О правительстве»).

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы (ст. 114 Конституции РФ).

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону «О Правительстве РФ» и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ст. 12, 13 ФКЗ «О правительстве»).

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 23 ФКЗ «О правительстве»).

Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц.

Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.

Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости (ст. 27 ФКЗ «О правительстве»).

Председатель Правительства Российской Федерации:

представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;

подписывает акты Правительства Российской Федерации;

представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации (ст. 24 ФКЗ «О Правительстве»).

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

Право законодательной инициативы Правительство Российской Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Правительство Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении в сроки, установленные федеральным законом (ст. 36 ФКЗ «О правительстве»).

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая носит прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ).

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Состав Правительства:

Председатель Правительства Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич (с 8 мая 2012)

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Шувалов Игорь Иванович (с 21 мая 2012)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Сурков Владислав Юрьевич (с 21 мая 2012)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Козак Дмитрий Николаевич (с 21 мая 2012)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Рогозин Дмитрий Олегович (с 21 мая 2012)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дворкович Аркадий Владимирович (с 21 мая 2012)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Голодец Ольга Юрьевна (с 21 мая 2012)

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Хлопонин Александр Геннадиевич (с 21 мая 2012)

Министр Российской Федерации Абызов Михаил Анатольевич (с 21 мая 2012)

Министр внутренних дел Российской Федерации Колокольцев Владимир Александрович (с 21 мая 2012)

Министр иностранных дел Российской Федерации Лавров Сергей Викторович (с 21 мая 2012)

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков Владимир Андреевич (с 21 мая 2012)

Министр обороны Российской Федерации Сердюков Анатолий Эдуардович (21 мая 2012[17] — 6 ноября 2012)

Шойгу Сергей Кужугетович (с 6 ноября 2012)

Министр юстиции Российской Федерации Коновалов Александр Владимирович (с 21 мая 2012)

Министр здравоохранения Российской Федерации Скворцова Вероника Игоревна (с 21 мая 2012)

Министр культуры Российской Федерации Мединский Владимир Ростиславович (с 21 мая 2012)

Министр образования и науки Российской Федерации Ливанов Дмитрий Викторович (с 21 мая 2012)

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Донской Сергей Ефимович (с 21 мая 2012)

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Мантуров Денис Валентинович (с 21 мая 2012)

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ишаев Виктор Иванович (с 21 мая 2012)

Министр регионального развития Российской Федерации Говорун Олег Маркович (21 мая 2012 — 17 октября 2012)

Слюняев Игорь Николаевич (с 17 октября 2012)

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Никифоров Николай Анатольевич (с 21 мая 2012)

Министр сельского хозяйства Российской Федерации Фёдоров Николай Васильевич (с 21 мая 2012)

Министр спорта Российской Федерации Мутко Виталий Леонтьевич (с 21 мая 2012)

Министр транспорта Российской Федерации Соколов Максим Юрьевич (с 21 мая 2012)

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Топилин Максим Анатольевич (с 21 мая 2012)

Министр финансов Российской Федерации Силуанов Антон Германович (с 21 мая 2012)

Министр экономического развития Российской Федерации Белоусов Андрей Рэмович (с 21 мая 2012)

Министр энергетики Российской Федерации Новак Александр Валентинович (с 21 мая 2012)

 

Президент подписал Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года и одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года.

Данным правовым актом предусмотрена обязанность Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров предоставлять сведения о своих расходах, расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пути взаимодействия школы семьи и общественности по воспитанию детей. | Учреждение образования
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал