![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции отдела по управлению рисками на предприятииСтр 1 из 5Следующая ⇒
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ На предприятии
Тема 1. Организация процесса управления рисками на предприятии Особенности управления фирмой в условиях неопределенности Риск и его виды. Основные этапы процесса управления рисками Функции отдела по управлению рисками на предприятии
Деятельность предприятия на самых различных ее этапах и в самых различных сферах сопряжена с неопределенностью. Причины возникновения неопределенности можно объединить в несколько основных групп: - недетерминированность процессов, проходящих в обществе в целом, и в экономической жизни — в частности. - отсутствие полной информации при планировании поведения рыночного субъекта, либо ее субъективный анализ; - влияние субъективных факторов на результаты проводимых анализов. По месту возникновения неопределенность в управлении предприятием может быть следствием: - неопределенности в определении планового периода и, в частности периода, на который разрабатывается стратегия развития предприятия; - неопределенности при формировании целей предприятия и выборе приоритетов в поставленных целях, что может 6ыть обусловлено наличием ряда альтернативных целей; - ошибок в оценках настоящего положения дел внутри предприятия и его места на рынке; - недостаточно полной или ошибочной информации о перспективах развития данного предприятия и рынка в целом; - возможных сбоев при разработке стратегии развития предприятия, а также во время ее реализации; - неопределенности при контроле и оценке результатов деятельности предприятия. Наличие неопределенности в деятельности хозяйственных субъектов обусловливает возникновение рисков. Риск— это возможная опасность. Понятие риск определяется неоднозначно и часто зависит от контекста его использования. В широком смысле риск представляет собой ситуативную характеристику деятельности любого рыночного субъекта, что является следствием неопределенности, в его внутренней и внешней среде, и при его реализации для данного субъекта наступают неблагоприятные последствия. В узком смысле под риском следует понимать вероятность несения предприятием потерь в ре-зультате проведения предпринимательской деятельности. Основные характеристики риска сводятся к тому, что: - риск присутствует всегда на всех этапах деятельности хозяйственных субъектов вне зависимости от сферы их функционирования, при этом отличие может состоять только лишь в его степени; - полное устранение риска невозможно в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера. Хозяйственные субъекты в процессе своего функционирования испытывают влияние различных видов рисков и могут управлять ими (табл.1). Таблица 1 Классификация рисков
В экономической литературе существует достаточно большое количество определений понятия управление риском. В широком смысле как искусство и науку об обеспечении условий успешного функционирования любой производственно-хозяйственной единицы в условиях риска, а в узком смысле как процесс разработки и внедрения программы уменьшения любых случайно возникающих убытков. Основная терминология риск-менеджмента регулируется и определяется в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» от 21 декабря 2010 г. Стандарт введен в действие с 1 сентября 2011 г. Управление риском как любая система управления состоит из управляемой и управляющей подсистем. Управляемая подсистема или объект управления представляет собой совокупность рисков или отношения, которые возникают в процессе реализации риска, а управляющая подсистема или субъекту управления - это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет функционирование хозяйственного субъекта в условиях риска. Отсюда управление риском - это процесс воздействия на управляемый объект, целью которого является поиск возможных путей снижения риска. Процесс эффективного управления риском включает в себя следующие этапы: 1. Идентификация. На данном этом этапе предприятие определяет возникновение совокупности всех возможных рисков. 2. Оценка.На этом этапе делается полный анализ риска как по масштабу его влияния, так и по вероятности наступления. 3. Выбор стратегии риска. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной: осторожной, рискованной или взвешенной (табл. 2). Таблица 2 Стратегии риска
4. Снижение степени риска. На этом этапе предприятие занимается выбором методов воздействия на риск с целью минимизировать либо размер возможного ущерба, либо вероятность наступления неблагоприятных событий. 5. Контроль. Данный этап заключается в наблюдении за эффективностью применения методов управления рисками, контроле текущей обстановки, выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска. Можно выделить три основных организационных аспекта создания структуры управления риском на предприятии: - деятельность ведущего риск-менеджера; - деятельность отдела управления риском; - взаимосвязь отдела управления риском с другими структурами предприятия.
|