![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии обучения в сотрудничестве и ее реализации
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки. Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики: по уровню применения - общепедагогическая технология; по философской основе - гуманистическая; по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная; по концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация; по ориентации на личностные структуры - всесторонне развитая и гармоничная; по характеру содержания - обучающая и воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая; по типу управления - система малых групп; по организационным формам - академическая и клубная, индивидуальная и групповая, дифференцированная; по подходу к ребенку - гуманно-личностная, субъект-субъектная; по преобладающему методу - проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая; по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества: Ø переход от педагогики требований к педагогике отношений; Ø гуманно-личностный подход к ребенку; Ø единство обучения и воспитания. В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов " чему" и " как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. 3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребенка; возрождение русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели. Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.
4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства. Педагогика сотрудничества представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Основные элементы обучения сотрудничества: - работа ученика контролируется учителем; - в группе должен быть сильный ученик и слабый; - группы не должны быть постоянными(это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно) - учитываются интересы всех детей; - каждый имеет право голоса. Правила поведения при работе: - будь корректным по отношению к товарищу; - высказывай свою мысль четко и кратко; -соблюдай очерёдность; - не спеши с ответом, сначала всё обдумай; - будь активен и любознателен; - справедливо относись к другим. В организации работы должна быть положительная взаимосвязь: - общая цель: научить каждого в отдельности и всех вместе; - распределить роли в каждой группе – подводящие итоги, одобряющий, а так же поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи. Парное «взаимообучение» предполагает, что учащиеся помогают и поддерживают друг друга в стремлении учиться. Учитель организует пары таким образом, чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания. При этом должна быть индивидуальная ответственность. Учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого, может индивидуально проверить каждого ученика или выбрать одного. Умение сотрудничать – это умение лидировать, но не притесняя и не ущемляя интересы других, умение принимать решения, умение разрешать конфликты, если они возникли. При организации такой работы должен быть труд каждого в отдельности, из которого складывается совместный результат.
|