Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие предприятий
Развитие промышленного предприятия следует определить как перемену состояния, т. е. переход из одного состояния в другое, которое считается лучшим, более эффективным или целесообразным для деятельности. Под переменой подразумевается достигнутое улучшение, когда руководители оценивают организацию как более успешную, чем ранее, что в свою очередь дает всем служащим организации важное ощущение успеха. Здесь особо следует выделить социально-психологические эффекты этого процесса, которые, выступая на определенном этапе результатом деятельности, необходимы для дальнейшего прогресса. Основная трудность в осуществлении изменений на предприятии — совмещение и определение оптимального соотношения между поддержанием стабильности производственной системы и проведением необходимых преобразований. Инновационный и обычный производственный процессы имеют принципиальные отличия, которые значительно усложняют задачу их совместимости (табл. 2.4). Внутренняя эффективность означает «правильное изготовление вещей», т. е. эффективную организацию производства в соответствии с современными принципами и подходами управления. Внешняя эффективность подразумевает изготовление «правильных вещей», т. е. необходимо найти такие виды продукции и услуг, которые бы наилучшим образом удовлетворяли потребности общества. Здесь следует выделить две концепции развития: 1. маркетинговую, т. е. производство продукции, «втягиваемой рынком», вызванной потребностями рынка; 2. концепцию «технологического проталкивания», т. е. основанную на НИОКР и разработках и возможностях технологии. Примерно 60—80 % удачных инноваций имеет рыночное происхождение, и именно эти новшества более успешны. Считается, что стратегия развития, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим проведением исследований в подразделениях НИОКР, более эффективна. Но следует учесть, что такое внедрение неминуемо приведет к предпочтению малых нововведений в ущерб тому, что предлагают подразделения НИОКР. Кроме того, маркетинговые исследования осуществляются не только предприятием, но и его конкурентами, что в итоге может повлечь за собой появление очень похожей продукции. Таблица 2.4 Принципиальные различия инновационных и стабильных бизнес-процессов и управление ими
Окончание табл. 2.4 Однако стратегия, основанная на технологическом продвижении, скорее приведет к инновационному прорыву и создаст основу для долговременного конкурентного преимущества. Большинство инновационных прорывов зарождается в научно-исследовательских организациях и подразделениях, а не на рынке. Это свидетельствует об ограниченности маркетинговой концепции, и поэтому необходимо сохранять баланс между этими двумя концепциями, так как акцент на прикладные исследования в ущерб фундаментальным может привести к трудноустранимому технологическому запаздыванию. Перемены на предприятии не являются самоцелью. Это только средство, позволяющее приспособиться к новым условиям и сохранить или повысить конкурентоспособность организации в постоянно меняющейся внешней среде.
Л Е К Ц И Я 2 Тема 3. Содержание инновационного менеджмента
|