![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационные научно-технические программы
Инновационная научно-техническая программа — форма организации научных исследований и разработок, проводимых инновационными организациями по приоритетным научно-техническим направлениям. Программа представляет собой совокупность научно-технических и инновационных научно-технических проектов, объединенных общей целью, тематикой, сроками выполнения и механизмом финансирования. Примером инвестиционной научно-технической программы служит федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613. Основной целью федеральной целевой программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Эта цель обусловливает решение следующих основных задач: 1. обеспечения ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, 2. реализации крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; 3. консолидации и концентрации ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; 4. обеспечения притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ; 5. развития исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; 6. содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации; 7. развития научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; 8. развития эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы. 9. Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации мероприятий в два этапа: 2007-2009 и 2010-2012 гг. Основной целью первого этапа Программы является обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны. Для достижения этой цели предусматривается: - проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере; - обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок; - адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; - прогнозирование развития научно-технической сферы; - выполнение основных задач Программы и достижение промежуточных значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы. Основная цель второго этапа Программы — содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Для ее достижения предусматривается: - создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства; - содействие формированию эффективной инновационной системы; - обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий; - обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства; - прогнозирование развития научно-технической сферы; - выполнение основных задач Программы, достижение промежуточных и конечных значений целевых индикаторов реализации мероприятий Программы. Реализация Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами: - комплексностью, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах экономики, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры; - концентрацией ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и диверсификации экономики путем расширения производства продукции с высокой степенью обработки, реализацию значимых для экономики инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования инновационной системы в целом; - последовательностью и поддержкой полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний — трансформация знаний в опытные разработки — коммерциализация технологий). На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества; - софинансированием и привлечением внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность; - распределением бюджетных средств на конкурсной основе. Структурообразующими функциональными элементами Программы служат следующие блоки мероприятий. 1. Блок «Генерация знаний»: - поисковое и нормативное средне- и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы; - проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по технологиям в области живых систем; - проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области индустрии наносистем и материалов; - проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по перспективным технологиям в области информационно-телекоммуникационных систем; - проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области рационального природопользования; - проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области энергетики и энергосбережения; - научно-методическое обеспечение проведения конференций и школ-семинаров в рамках приоритетных направлений Программы; - проведение исследований с использованием уникальных стендов и установок, а также уникальных объектов научной инфраструктуры (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.), научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования. 2. Блок «Разработка технологий»: - развитие системы выбора приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе средне- и долгосрочных прогнозов с учетом передового мирового опыта в этой области; - осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области живых систем; - осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области индустрии наносистем и материалов; - осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области информационно-телекоммуникационных систем; - осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области рационального природопользования; - осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области энергетики и энергосбережения; - проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ совместно с иностранными научными организациями или по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом. 3. Блок «Коммерциализация технологий»: - реализация важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям Программы; - осуществление проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом. 4. Блок «Институциональная база исследований и разработок»: - инвестиции в развитие материально-технической базы ведущих научных организаций, в том числе в реконструкцию и техническое перевооружение этих организаций; - инвестиции в развитие материально-технической базы высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки, в том числе в реконструкцию и техническое перевооружение этих организаций. 5. Блок «Инфраструктура инновационной системы»: - развитие информационной инфраструктуры хранения и передачи новых знаний; - развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием; - развитие систем демонстрации новых достижений и трансфера передового опыта по проблемам развития науки и инноваций. Экономическая эффективность реализации федеральной целевой программы отражена в табл. 7.4. Таблица 7.4. Макроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы Для инновационных проектов организаций, претендующих на участие в инновационной научно-технической программе, предусмотрена экспертиза на основе экспертных оценок.
|