![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 10-11. Познавательная деятельность.
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом. В процессе познания всегда присутствуют участники процесса познания: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком смысле — все общество. Объектом познания в узком смысле является либо познаваемый предмет, в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. Е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. Е. связанные с познанием) представления. Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. Sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Под органами чувств понимается пять основных рецепторов получения первичной информации. Это: - зрение (глаза) - слух и чувство равновесия (уши, включая вестибулярный аппарат) - вкус (язык) - обоняние (нос) - осязание (кожа) Некоторые ученые выделяют еще так называемое «шестое чувство», но о нем ниже. Тремя основными формами чувственного познания являются: а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. Д.; б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску; в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. Е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зрениe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковременная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств. Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что: 1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; 2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще; 3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. П.); 4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон. Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. Ratio — разум). На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание является второй ступенью познавательной деятельности. Тремя основными формами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков. Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. Inductio — наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль. Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. Е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий‑ идей, которые затем воплощаются в реальную действительность. Однако, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее, во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция, которую часто называют «шестым чувством». Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми, как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе. Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами: 1) неожиданностью решения поставленной задачи; 2) неосознанностью путей и средств ее разрешения; 3) непосредственным характером постижения истины. У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Информация к сведению: 1. Это надо запомнить: познание, виды познания, участники процесса познания, субъект познания (в широком и узком смысле слова) и объект познания (в широком и узком смысле слова), самопознание, рефлексия, органы чувств, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, иконическая и эхоническая память, понятие, суждение, умозаключение (дедуктивное и индуктивное), интуиция. 2. Можно прочитать: - Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел III, пункт 1. - Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава II, параграф 8, 13. 3. Дополнительная информация из интернет:
- познание: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F) - рефлексия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F - органы чувств: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2 - ощущение: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%89%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - восприятие: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5 - представление: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F) - память: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C - понятие: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5 - суждение: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - умозаключение: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - интуиция: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F
|