Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 46. Демократия.
Демократия – (от греч. demokratia «народовластие», «правление народа») форма правления, политический режим, при котором народ служит источником государственной, политической власти. Признаки демократии: 1. Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их. 2. Формально-юридическое равноправие граждан и их равная возможность участия в политической жизни страны. 3. Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защищенность со стороны государства. 4. Принятие важнейших властных решений по принципу большинства. 5. Право меньшинства на оппозицию при подчинении решению большинства. 6. Политический плюрализм, под которым понимается наличие различных автономных, социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции. 7. Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры. 8. Гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации. 9. Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. 10. Развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.
Представительная демократия – это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. В настоящее время представительная демократия является основной формой народовластия и находит концентрированное выражение в парламентаризме. Непосредственная (прямая) демократия – это прямое, без посредников, влияние граждан на политическое решение и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлениям непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы. Политический плюрализм – это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Признаки плюрализма: 1. Разнородность общественных элементов. 2. Стимулирование многообразия общественной жизни путем создания условий для конкуренции и оппозиции. 3. Самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества. 4. Отказ от диктатуры и насилия, решение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами.
Многопартийность – важнейшее проявление политического плюрализма. Парламентаризм – это система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа — парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. Все институты непосредственной демократии можно разделить на имеющие окончательное, общеобязательное значение и имеющие консультативное значение. К первой группе институтов относятся выборы и референдумы. Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой. Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов. Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе). В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право — это право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях (упрощенно эта формула звучит так: «Один избиратель — один голос»). Каждый избранный депутат представляет примерно одинаковое число избирателей. Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей. Другими принципами, характеризующими избирательное право, являются: свобода выборов и добровольное участие в них, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и общественный контроль за проведением выборов, а также альтернативность последних (реальная возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов). Избирательный процесс представляет собой порядок и основные стадии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы: 1) назначение выборов (как правило, главой государства); 2) организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей; 3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов; 4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей; 5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) процесс голосования по избирательным участкам; 8) подведение итогов голосования; 9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования. При необязательной регистрации закон даже формально не ставит своей целью добиться включения в списки избирателей всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обязанность лишь не допустить к участию в выборах лиц, не имеющих права голоса. Система необязательной регистрации имеет две разновидности. При первой из них регистрация избирателя является постоянной: избиратель, один раз внесенный в списки для голосования, считается навсегда зарегистрированным и вычеркивается из них только в случае смерти. Сущность второй разновидности состоит в том, что регистрация является периодической: через определенное время списки избирателей аннулируются и каждый избиратель, желающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию. Типы избирательных систем: 1. Мажоритарная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу между ними может одержать тот, кто набрал менее 50%. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов – абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если ни один из кандидатов не получил требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе. 2. Пропорциональная. Пропорциональная избирательная система (Бельгия, Испания, Швеция) имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов – представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу завоеванных партией голосов. Вторая разновидность заключается в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, то есть пропорционально числу поданных за партию голосов. 3. Смешанная мажоритарно-пропорциональная (Австралия, Россия, ФРГ). Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции (парламентские партии). Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятся членами парламентских партий большинства. Депутаты от партий, набравших меньшее число голосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции. Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства, не только не ущемляются, но и защищаются сложившейся традицией и нормативными документами. Срок полномочий парламентов составляет, как правило, 4 – 5 лет. Периодическое переизбрание парламента позволяет обновить его состав с учетом воли избирателей. Еще одним институтом прямой демократии является референдум — всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г. Референдумы разделяются на консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его — выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом). Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства. Все остальные институты прямой демократии (например, митинги, шествия, пикетирования и др.) имеют консультативное значение. Для того чтобы признаки демократии были воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии. Всеобщие институты демократии: 1. Выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима. 2. Ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами). 3. Сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.
Информация к сведению: 1. Это надо запомнить: демократия, ее признаки, представительная и прямая демократия, политический плюрализм, его признаки, выборы, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, типы избирательных систем, референдум, всеобщие институты демократии. 2. Можно прочитать: - Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 8, 9. - Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 24, 25. 3. Дополнительная информация из интернет: - выборы, избирательный процесс, типы избирательных систем: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B - референдум: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC
|