Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность функции денег.
1. Формы общественного хозяйства: а) натуральная; б) товарная Натуральная форма хозяйства - это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Характерные черты натурального хозяйства: - материальной основой является слабое развитие общественного разделения труда. - натуральной форме хозяйства присущ замкнутый, локальный характер производства, ограниченный рамками данной хозяйственной единицы. Каждая хозяйственная единица отделена от других, опирается на собственные и природные ресурсы, обеспечивает себя всем необходимым; - основывается на ручном труде, примитивных способах производства; - отсутствие обмена.
Исторический опыт натурального хозяйства свидетельствует о многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская община (марка), славянская община (" задруга") и др.
Товарное хозяйство - это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.
Товарное производство предполагает, что продукты производятся частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке какого-либо одного продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа продуктов на рынке, товарно-денежный обмен. Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. С развитием общественного разделения труда возникает специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает необходимость обмена. Причиной товарного производства следует считать экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников. Именно оно является необходимым и достаточным условием для превращения обмена в товарный обмен. Только обмен между различными собственниками становится товарным. Экономическое обособление имеет место в условиях как частной, так и коллективной, общинной, корпоративной собственности. В зависимости от характера развития указанных условий формируются и различные модели товарного производства, рыночной системы в целом. Возникло оно в период разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность. Характерные черты товарного хозяйства: - основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. - продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. - продукт труда принимает форму товара - продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. выходят за пределы хозяйственной единицы. - изготовленная продукция поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления. В истории общественного разделения труда выделяют три этапа общественного разделения труда: · скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами: · отделилось ремесло от земледелия, что означало зарождение товарного производства: · произошло обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период рыночные связи стали регулярными.
2. Существует два типа товарного производства: простое и развитое. Простое товарное производство — производство продуктов для обмена между самостоятельными частными производителями-крестьянами и ремесленниками. При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер.
3. Товар — это экономическое благо, которое удовлетворяет какую-либо потребность человека и используется для обмена, купли-продажи на рынке. Свойствами товара являются его потребительная стоимость и стоимость. Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека. Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другого лица, то он имеет не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, т. е. является потребительной стоимостью для других. Стоимость товара — это овеществленный в товаре общественный труд производителя. Стоимость товара проявляется через внешнюю форму ее выражения — меновую стоимость. Меновая стоимость представляет собой количественное соотношение (пропорцию), в которой товары одного рода обменивается на товары другого рода. Приведенная выше концепция товара и его свойств в экономической науке известна как теория трудовой стоимости.
5. Поскольку стоимость представляет собой воплощенный в товаре абстрактный труд, величина ее определяется количеством затраченного труда. Однако различные товаропроизводители затрачивают на изготовление одного и того же товара различное количество труда, рабочего времени. Но для рынка такие различия не имеют значения: равные потребительные стоимости на рынке всегда будут цениться одинаково. Поэтому величина стоимости товаров определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Если, скажем, подавляющая масса туфель, доставляемых на рынок, производится с затратой 10 часов труда на каждую пару, то это и будет общественно необходимым рабочим временем, определяющим общественную, или рыночную, стоимость данного вида товара.
5. З акон стоимости —закон, который предусматривает, что производство и обмен товаров осуществляются в соответствии на основе их стоимости, т.е. как обмен эквивалентами. Функции закона стоимости: 1) Регулирующая роль закона стоимости проявляется в том, что через механизм колебания цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и капитала между разными отраслями производства. Отклонение цен от стоимости сигнализирует товаропроизводителям об изменении конъюнктуры рынка, о том, каких товаров производится недостаточно, а каких — чрезмерно много. Если того или иного товара производится недостаточно, то спрос на него превышает предложение, соответственно цена на него и прибыль возрастают. Это привлекает в данную отрасль капитал и рабочую силу из других отраслей, где прибыли ниже. Наоборот, когда производство товара превышает спрос, то цена, а вместе с ней и прибыли, снижаются. Вследствие этого производственные ресурсы переливаются в те отрасли, где прибыли выше. 2) Закон стоимости стимулирует развитие продуктивных сил (развитие технического прогресса). Каждый товаропроизводитель в условиях конкуренции и угрозы разорения стремится получить наибольшую прибыль. Этого можно достичь, если индивидуальна стоимость его товара будет ниже, чем общественная, рыночная стоимость. А это возможно при условии уменьшения индивидуальных затрат на производство товара на основе внедрения новой более производительной техники, улучшения технологии и организации производства и т. д. Но поскольку к этому стремятся все товаропроизводители, то это предопределяет общий технический прогресс, рост продуктивных ресурсов общества. 3) Освобождение от экономически неэффективных хозяйств. В условиях конкуренции закон стоимости экономически стимулирует тех товаропроизводителей, которые добились снижения индивидуальной стоимости своих товаров сравнительно с общественной. И, наоборот, наказывает тех товаропроизводителей, у которых индивидуальная стоимость товара выше, чем общественная. Первые получают дополнительные прибыли, укрепляют свое экономическое положение, вторые — не могут покрыть своих затрат, несут убытки и со временем обанкротятся. Таким образом, на основе действия закона стоимости общество освобождается от экономически неэффективных хозяйств.
Деньги — это особый товар, который выполняет роль всеобщего эквивалента, выступает посредником в обмене товаров и выражает экономические отношения между людьми по поводу производства и обмена товаров. Сущность денег проявляется в единстве трех свойств: Функции денег: 1). Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. 2) Функция денег как средства обращения. Процесс товарного обмена с участием денег выражается формулой Товар — Деньги — Товар. Функцию средства обращения деньги выполняют в форме монет и бумажных денег. 3) Функция средства платежа заключается в обслуживании деньгами погашения разнообразных долговых обязательств между субъектами экономических отношений. 4) Функцию образования сокровища выполняют те полноценные деньги, которые временно выходят из обращения, прерывают свое движение, накапливаются и превращаются в сокровище в своей золотой или серебряной " плоти". 5) Функция мировых денег заключается в обслуживании деньгами межгосударственных экономических отношений, связанных с расчетами по внешнеторговым сделкам, предоставлению кредитов и другим соглашениям.
|