Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственная функция.






Производственные функции с полной взаимозаменяемостью факторов производства характеризуются двумя свойствами: - Уменьшение количества одного используемого фактора производства при сохранении прежнего объема выпуска продукции может быть компенсировано использованием большего количества другого фактора производства. - Объем выпуска продукции может измениться в результате изменения количества только одного используемого фактора производства при том, что количество других вовлеченных в производство факторов остается постоянным. Поскольку взаимозаменяемость факторов производства возможна только в определенных границах (периферийное взаимозамещение), производственные функции с взаимозаменяемостью называются функциями с убывающей отдачей с Производственная функция. единицы затрат на факторы производства. Из-за того что производственные функции с взаимозаменяемостью факторов производства или производственные функции с убывающей отдачей весьма далеки от реальности, в науке об экономике предприятия начиная с работ Гутенберга они описываются как малоподходящие для теоретически обоснованного планирования производства. Сегодня им отводится только дидактическая функция объяснения основных понятий теории производства. В качестве серьезных возражений против производственных функций с убывающей отдачей с единицы затрат на факторы производства можно привести следующие аргументы: - Применение производственных функций с убывающей отдачей возможно только в ситуациях, когда количество факторов производства на единицу продукции и в единицу времени может быть измерено. Время использования факторов производства, следовательно, твердо задается, и отсутствует, возможность приспособления обьема их использования к необходимому фонду их рабочего времени. - В рассматриваемом типе производственных функций количество используемых производственных факторов может увеличиваться или уменьшаться на любые сколь угодно малые величины. В реальности, однако, это, невозможно (по крайней мере в том, что касается труда и средств производства, рассматриваемых как факторы производства). - Производственные функции с убывающей отдачей применимы в масштабе всего предприятия. Учет в них загрузки отдельных видов оборудования и влияния их отдельных технических характеристик невозможен (или возможен только при определенных условиях). - Наконец, периферийная взаимозаменяемость факторов производства не может считаться репрезентативной для условий промышленности. Здесь скорее преобладают технологически обусловленные ограничения во взаимозаменяемости факторов производства.

 

62. Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика

Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.

Стабилизационная политика государства – государственное регулирование экономики, преимущественно денежно-кредитными средствами, с целью достижения устойчивого роста или поддержания уровня национального дохода. Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования.

Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание.

Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Первую попытку смягчить противоречия, вызванные экономическим кризисом 1929-1933 гг., предпринял Франклин Рузвельт, избранный в 1933 г. президентом США. Проводимый им “новый курс” включал ряд решительных шагов по государственному регулированию национальной экономики. К ним, в частности, относятся такие реформистские меры:

- по закону о восстановлении промышленности были введены “кодексы честной конку-ренции”, в соответствии с которыми фиксировались цены на продукцию, уровень производства, распределялись рынки сбыта и др.;

- по закону о регулировании сельского хозяйства были повышены цены на сельско-хозяйственную продукцию и стали выдаваться денежные компенсации фермерам за сокращение посевной площади и поголовья скота (с целью избежать перепроизводства в сельском хозяйстве);

- был принят первый в истории США Закон о социальном страховании и помощи безработным (1935 г.);

- в соответствии с Законом о справедливом найме рабочей силы (1938г.) был установлен минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня.

Следовательно, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы модифицировался. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную» функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.

Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).

В современных условиях крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.

Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается:

- в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла;

- в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема;

- в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.

Особое место в современном циклическом воспроизводстве занимают мировые экономические кризисы 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. Для США показатели этих кризисов таковы: падение промышленного производства составило в кризисе 1974–1975 гг. 13, 8%, а в кризисе 1980–1982 гг. –– 20, 8%; прирост потребительских цен – соответственно 9, 1 и 13, 5%; уровень безработицы — 9, 2 и 10, 4%.

Кризисы 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).

Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла.

Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров.

Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.

Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.

Приспособление к новым воспроизводственным пропорциям осуществляется в современном хозяйстве прежде всего конкурентно-рыночными методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют циклические спады: в 1989-1991 гг. – в США, в 1990-1993 гг. – в европейских странах, в 1991-1995 гг. – в Японии. Кризисное падение производства создало условия для циклического оживления, а затем и роста производства, который начался с 1996 г.

Вместе с тем в современных кризисах менее подвижны такие экономические параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал