![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наиболее влиятельные институты социализации.
1. Семья - это уникальный институт социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. В семье осуществляется первый период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки. В этот период закладывается система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), к различной деятельности. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и.в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э.Берн назвал жизненным сценарием. 2. Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Школа влияет на становление молодого человека в течение длительного периода времени. По сравнению с семьей школа обладает более жесткими социальными нормами, нарушение которых сопровождается обязательными формальными санкциями. 3. Трудовой коллектив даёт возможность самореализации человека в интересующей его деятельности. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношении и способствовать социальной дезадаптации личности. Стадии развития личности в процессе социализации ( А.В. Петровский): 1. Адаптация - совпадает с периодом детства. На человека направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение речью, нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. 2. Индивидуализации - человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. 3. Интеграция - достижение баланса между человеком и обществом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.
|