![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аутореабилитации.
При построении системы психотерапии больных с соматическими заболеваниями должны учитываться особенности организации лечебного процесса в заведении, где предусматривается проведение курсовой психотерапии (соматический или психиатрический стационар, поликлиника, профилакторий или курорт), особенности основного заболевания, невротических расстройств и личностного реагирования на заболевание, отягощённость психоанамнеза и отношение больного человека к психотерапии. В комплексе психотерапевтической коррекции могут и должны использоваться методы, которые базируются как на внушении, так и переубеждении, растолковывании: гипносуггестивная, рациональная, групповая, косвенная психотерапия, внушение наяву, самовнушение, методы психической саморегуляции и другие, в их различных модификациях, комбинациях и вариантах. В процессе психотерапии соматических больных, как правило, комбинируются индивидуальные и групповые занятия. По наиболее распространённой методике курс лечения состоит из 10–12 групповых занятий, которые проводятся 3–4 раза на неделю в открытых смешанных психотерапевтических группах по 10–12 человек, и 4–5 индивидуальных сеансов, длительностью по 55–65 минут. При групповых занятиях определённое внимание должно уделяться индивидуализации влияния (индивидуальные внушение, подбор и отрабатывание индивидуальных формул самовнушения, акцентуации внимания к личности каждого пациента, обсуждение его проблем в группе, символический приём больного в группу и пожелание группы больному в конце его лечения и т. п.). Система психотерапевтической коррекции должна также строиться на основании дидактического подхода, который предусматривает: Этапность влияния. Связь каждого последующего занятия с предыдущим. Доступность (вразумительность) информации. Соответствие заданий возможностям больного. Систематичность в овладении навыками психической саморегуляции. При этом, в процессе психотерапевтического влияния нами выделяется три этапа: Седативно-адаптирующий. Лечебно-корректирующий. Профилактически-закрепляющий. Седативно-адаптирующий этап, как правило, состоит из 1–2 индивидуальных и 2–3 групповых занятий. Основные задания: Установление эмоционального контакта с больным. Формирование доверия к врачу, адекватного отношения к психотерапии. Дезактуализация острой невротической симптоматики. На этом этапе, учитывая наличие у большинства больных существенных проявлений астенизации и отсутствие определённых навыков, методы аутопсихотерапии, как правило, не используются. Основными методами при этом являются: гипносуггестивная, рациональная, косвенная психотерапия (потенцирование комплекса медикаментозного лечения, физиотерапия, диеты и тому подобное, а также врача-интерниста, как ключевой фигуры лечебного процесса). Главная направленность психотерапии этого этапа — симптоматическая. Лечебно-корректирующий этап состоит из 2–3 индивидуальных и 4–6 групповых занятий. Основные задания: Достижение позитивной динамики эмоционального состояния больных. Осознание больными связи факторов и проявлений невротических расстройств с особенностями их личности и поведения, конфликтами, нерешёнными эмоциональными проблемами. Коррекция масштаба переживания болезни, её социальной значимости. Перестройка личности больного, системы его отношений, реадаптация в макро- и микросоциальной среде. Основные методы: коллективно-групповая, рациональная психотерапия, методы психической саморегуляции, самовнушение; вспомогательные — гипносуггестия, внушение наяву, косвенная психотерапия. Главная направленность психотерапии второго этапа — патогенетическая. Профилактически-закрепляющий этап включает 2–3 групповых и 1–2 индивидуальных занятия. Основные задания: Закрепление достигнутого терапевтического результата и навыков психической саморегуляции. Коррекция системы жизненных целей, ценностей, отношения к заболеванию, своему «Я» и окружающей среде. Психотерапевтическая работа с больными на этом этапе осуществляется, в первую очередь, путём доработки навыков психической саморегуляции, рациональной психотерапии, внушения наяву. Главная направленность психотерапии этого этапа — профилактическая. Таким образом, основными принципами построения системы психотерапии больных с соматическими заболеваниями должны быть: Системность и многоуровневость влияния. Этапность психотерапевтических мероприятий, которая базируется на дидактическом подходе. Комплексность, использование нескольких методов психотерапии, с последовательным изменением их роли в зависимости от заданий этапа системы. Дифференцированное сочетание и иерархичность патогенетической, симптоматической и профилактической направленности психотерапевтических мероприятий в зависимости от клинико-психопатологических и психоанамнестических особенностей соматических больных, а также особенностей соматического страдания и личностного реагирования больных на него. Максимальная индивидуализация психотерапевтического влияния при преимущественно групповой форме работы с больными. Между тем, при общих закономерностях построения системы психотерапевтической коррекции психоэмоционального состояния и личностного реагирования соматических больных с непсихотическими расстройствами психической сферы психотерапевтическое влияние при различных формах нарушений имеет свои особенности, которые вытекают из их природы и приведённых выше особенностей проявлений.
|