Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика эффективности организационных культур
Организационную культуру можно изучать вполне конкретными методами. Существуют даже формулы, по которым определяются индексы описания различных элементов культуры в организации. В частности с помощью таких коэффициентов можно определить параметры " дистанция власти" и " тенденция к избежанию неопределённости" (типология Хофштеде). I. Параметр " дистанция власти" II. Определение " дистанции власти" происходит на основе III. 1) Как часто Вы выражаете несогласие с мнением IV. 2) С какого типа руководителем Вы предпочитаете работать? Индекс " дистанция власти" рассчитывается по формуле: ИДВ = 135-25а + Ь-с Где а - среднее значение ответов на вопрос о частоте несогласия с руководителем (вопрос 1 - " часто"), в - среднее значение ответов на вопрос, кто в качестве реального типа руководителя выбрал автократический стиль, с - среднее значение ответов тех, кто в качестве желаемого указал на консультативный стиль. Теоретически шкала разброса значений индекса " дистанция власти" находится от -90 до +210. -90 - означает, что никто не опасается возражать руководителю, все хотят работать с руководителем демократического типа, нет руководителей авторитарного типа. +210 -означает, что все опасаются возражать руководителю. Никто не хочет работать с руководителем консультативного типа. Низкий индекс свидетельствует о том, что: 1) в организации довольно четко обозначено неравенство ролей; 2) подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они, людей; 3) высшие руководители доступны; 4) в организации право первенствует над силой; 5) все люди обладают равным правом; 6) лучший способ изменения существующей системы - перераспределение власти; Высокий индекс означает признание того, что: 1) неравенство нормально в этом мире, где каждый имеет право на место тех, кто вверху, и те, кто внизу, защищают этот порядок; 2) иерархическое устройство - это природное неравенство; 3) только некоторые люди совершенно свободны, большинство зависит от других людей; 4) подчиненные рассматривают своих руководителей как " других" людей; 5) высшее руководство недоступно; 6) приказы не обсуждаются: сила предшествует праву. Следствием различий индекса " дистанция власти" являются глубокие различия в структуре управления организацией, в системе распределения ролей, вознаграждения и т.д., представленные в таблице. Второй важный параметр, показывающий состояние организации и характер ее организационной культуры, - это тенденция к избежанию неопределённостей. На основе этой тенденции можно зафиксировать степень комфортности поведения людей в новой, отличающейся от повседневности ситуации. Параметр " стремления к избежанию неопределенности" определяется по результатам ответов респондентов на три вопроса: 1) признание необходимости и заинтересованности в урегулировании поведения при помощи правил выясняется на основе ответов на вопрос: " Согласны ли Вы с мнением, что нормы и инструкции нельзя нарушать даже в тех случаях, если работник считает что это в интересах организации? " " Да", " Нет". 2) предпочитаемую стабильность занятий позволяет прояснить ответ на вопрос: " Сколько еще Вы хотите проработать на своем предприятии? " " Долго", " Недолго". 3) состояние переживаемого повседневного стресса выясняется посредством ответа на вопрос: " Как часто Вы нервничаете на работе? " " Часто", " Нечасто". Ответы на эти вопросы позволяют вычислить индекс " стремление к избежанию неопределенности" (ИСИН). ИСИН=300 - 30 а - в - 40 с Где: а - среднее значение ответов на вопрос о возможности нарушения инструкций (вопрос 1 - " да"), в - среднее значение ответов на вопрос о желаемой длительности работы на предприятии (вопрос 2 - " долго"), с - среднее значение ответов на вопрос о наличии стрессов (вопрос 3 - " часто"). Теоретически индекс разброса значений ИСИН находится в интервале от -150 до +230, реально же работают интервалы от - 8 до +112. -150 означает: 1) все считают, что правила можно нарушать; 2) никто не хочет оставаться на данном месте; 3) никто не нервничает на работе. +230 означает: 1) все считают, что правила нельзя нарушать; 2) все хотят работать на данном месте бесконечно долго; 3) все нервничают на работе. Различным показателем индекса " стремление к избежанию неопределенности" присущи следующие характеристики: Низкие значения индекса предполагают, что: 1) для персонала характерна большая готовность жить настоящим днем; 2) работники предпочитают небольшие организации; 3) малый средний возраст для работников среднего уровня; 4) различия в критериях для подбора руководителей и рядовых сотрудников; 5) устойчивая мотивация на достижение целей; 6) надежда на успех; 7) большая готовность к риску; 8) предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста^) руководитель не является специалистом в сфере управления; 10) при достижении прагматических целей возможно пренебрежение к иерархической структуре организации; 11) конфликт в организации рассматривается как естественное состояние; 12) соперничество и конкуренция между работниками - это нормальное продуктивное явление; 13) большая нетерпимость к окружающим; 14) большая готовность к достижению компромисса с оппонентами; 15) большая терпимость по отношению к неопределенности в своей работе. Высокое значение индекса сопрягается со следующими чертами: 1) у работников большая тревога за будущее; 2) большая сопротивляемость изменениям; 3) стремление как можно дольше оставаться на одном рабочем месте; 4) работники отдают предпочтение крупным организациям; 5) средний возраст руководителей высокого ранга вырос; 6) низкая мотивация на достижение целей; 7) боязнь неуспеха; 8) слабая готовность к риску; 9) предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца; 10) руководитель должен быть экспертом в сфере управления; 11) правила иерархических структур должны быть неизменными и неукоснительно соблюдаться; 12) конфликты в организации нежелательны; 13) соревнования и конкуренция между сотрудниками не приветствуется; 14) меньшая готовность к достижению компромисса с окружающими; 15) неготовность к определенной работе. Третий показатель - " индивидуализм-коллективизм" - оценивает степень интеграции индивидов в группы. Уровень " индивидуализма-коллективизма" определяется на основе ответов на следующие вопросы: 1) Насколько важно иметь достаточное время для личной и семейной жизни? " Очень важно", " Не очень важно". 2) Какое значение вы придаете приемлемым условиям труда? " Большое", " Небольшое". 3) Насколько для вас важно работать с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом? " Очень важно", " Не очень важно". 4) Насколько вам важно жить в районе, приемлемом для вас лично и вашей семьи? " Очень важно", " Не очень важно". Здесь можно ограничиться процентным соотношением ответов на предложенные вопросы. Вопрос 1: преобладают варианты " очень важно" – индивидуалистский тип культуры; преобладают " не очень важно" - коллективистский тип культуры. Вопрос 2: преобладание вариантов ответа " большое" - коллективистский тип культуры; преобладание ответов " небольшое" - индивидуалистский тип культуры. Вопрос 3: преобладают варианты " очень важно" – коллективистский тип культуры; преобладают " не очень важно" - индивидуалистский тип культуры. Вопрос 4: преобладают варианты " очень важно" – индивидуалистский тип культуры; преобладают " не очень важно" - коллективистский тип культуры. " Индивидуалистская" культура организации характеризуется следующими чертами: 1) сотрудники не желают вмешательства организации в их личную жизнь; 2) предприятие слабо влияет на самочувствие своих служащих; 3) сотрудники считают, что могут надеяться только на себя; 4) функционирование организации осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого; 5) продвижение осуществляется внутри организации или во внешних формах; 6) продвижение осуществляется на основе компетенции и рыночной " стоимости" индивида; 7) руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается их воплотить на практике, оно стимулирует активность подчинённых сотрудников и групп; 8) социальные связи внутри организации характеризуются принятыми отношениями и в достаточной степени дистанционны. Для " коллективистской" культуры характерно: 1) служащие ожидают, что фирма будет заниматься их личными делами; 2) организация в большей степени способна влиять на самочувствие сотрудников; 3) служащие ожидают, что предприятие будет защищать их интересы; 4) взаимодействия на предприятии основываются на чувстве долга; 5) продвижение осуществляется исключительно внутри организации; 6) продвижение осуществляется в соответствии со стажем работы; 7) руководители придерживаются традиционных взглядов на формы поддержания активности подчинённых сотрудников или групп; 8) социальные связи внутри организации характеризуются сплочённостью, тесными групповыми контактами. Четвертый параметр - " мужественность-женственность" - отражает мотивационную направленность персонала на достижение цели или выполнение задания. Параметр " мужественность-женственность" определяется на основе ответов на следующие вопросы: 1) Насколько для вас значима работа с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом? " Очень значима", " Не очень значима". 2) Насколько важно для вас иметь хорошие возможности для продвижения по службе? " Очень важно", " Не очень важно". 3) Насколько для вас важно быть в курсе достижений научно-технического прогресса? " Очень важно", " Не очень важно". Здесь можно ограничиться процентным соотношением ответов на предложенные вопросы. Вопрос 1: преобладают варианты " очень значима" - женский тип культуры; преобладают " не очень значима" - мужской тип культуры. Вопрос 2: преобладание вариантов ответа " очень важно" – мужской тип культуры; преобладание ответов " не очень важно" - женский тип культуры. Вопрос 3: преобладают варианты " очень важно" - женский тип культуры; преобладают " не очень важно" - мужской тип культуры. " Мужская культура" организаций характеризуется следующими ориентациями: 1) успех - единственное, что значимо в жизни; 2) надо стремиться всегда быть лучшим; 4) максимально реализовывать свои претензии; 5) решения принимаются на основе рационального размышления (логика); 6) мужчина должен доминировать в любой ситуации; 7) жить ради работы; 8) уважать тех, кто добился успеха; 9) важным являются деньги и хорошие материальные условия. " Женской роли" присущи следующие ориентации: 1) качество жизни является важным моментом; 2) приветствие солидарности; 3) нацелена на оказание услуги; 4) решения принимаются с опорой на интуицию; 5) ориентация на равенство; 6) различие между полами не влияет на занятие властных позиций; 7) работать, чтобы жить; 8) важным являются мужчины и окружение; 9) надо сочувствовать неудачникам. В заключении следует отметить, что все эти четыре параметра организационной культуры предприятий находятся в тесном взаимодействии и на основе их сочетания можно установить такие важные характеристики, как: стиль управления, возможности возникновения конфликтов, их протекания и способы разрешения. Сложно определить, что же является эффективной культурой. Однако, культура действительно превосходной компании должна иметь ряд особенностей: 1. Культура должна быть ценна; это должно позволить фирме делать дела и вести себя таким образом, чтобы добавлять ценность фирме в виде высоких продаж, низких затрат и т.п. Прекрасное финансовое положение является экономической концепцией; соответственно культура, если она призвана привести к хорошему финансовому положению, должна иметь положительные экономические следствия. 2. Культура должна быть редка; она должна иметь признаки и характеристики, которые не являются общими с культурами большинства других фирм. 3. Культура должна быть неподражаемой; если компания А, например, является поразительно успешной, компания В не может надеяться достичь сопоставимого успеха, делая попытки точно копировать культуру компании А. Компания В будет всегда оставаться на втором плане делая подобные усилия. Определяя тип организационной культуры можно выделить только некоторые ключевые аспекты культуры, влияющие на эффективность; отметить некоторые ошибки, связанные с отсутствием управления культурой и с просчётами в программе её развития; указать возможные пути изменения неблагоприятно сложившейся культуры. Необходимо помнить о том, что для каждого предприятия и каждой организации должен существовать свой рецепт " лечения" организационной культуры,
|