Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Нормативно-правовое регулирование займов и кредитов.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 11. Учет займов и кредитов
1. Нормативно-правовое регулирование займов и кредитов. 2. Понятие и характеристика договоров займа и кредита. 3. Учет основных сумм займов и кредитов. 4 Учет расходов по займам и кредитам.
Вопрос 1. Нормативно-правовое регулирование займов и кредитов. 1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет необходимость ведения бухгалтерского учета всеми организациями. Данный закон устанавливает общие правила, применение которых обязательно при организации учетного процесса. В тоже время в нем отсутствуют какие-либо нормы, касающиеся отдельно учета займов и кредитов. 2. Гражданский кодекс Российской Федераци и. Глава 42 «Заем и кредит» выделяет следующие равноправные категории: заем; кредит. Кроме того, отдельные положения посвящены «товарным и коммерческим кредитам». Данная глава определяет порядок заключения договоров, порядок предоставления займов и кредитов, порядок начисления и уплаты процентов, порядок возврата сумм основного долга и т.д. 3. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлены общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расчетов по займам и кредитам. В частности, п. 73 установлено, что «по полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов». Пунктом 23 установлено, что «в состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту и т.д. Таким образом, требование данного пункта противоречит п. 7 ПБУ 15/2008 «Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива». Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов. В соответствии с п. 3ПБУ15/2008 к расходам по займам относятся проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору). Пункт 1 ПБУ 15/2008 определяет «особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). 4. Положение по бухгалтерскому учету " Учет расходов по займам и кредитам и затрат по их обслуживанию". ПБУ 15/2008. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. N 107н. Документ наиболее детально определяющий порядок учета расходов по займам и кредитам, в том числе процентов. 5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Это единственный нормативный документ, который определяет порядок учета основной суммы займы (кредита): 1) План счетов классифицирует кредиты и замы по сроку предоставления на:) краткосрочные (не более 12 месяцев), учитываемые по счету 66 (в том числе % по ним) и долгосрочные (более 12 месяцев), учитываемые по счету 67 (в том числе % по ним); 2) определяет порядок отражения процентов на счетах; 3) определяет требования к организации аналитического учета расчетов по займам и кредитам. Кроме того, инструкцией к плану счетов предусмотрено, что «Использование средств резервного капитала учитывается по дебету счета 82 " Резервный капитал" в корреспонденции со счетами: 66 или 67 - в части сумм, направляемых на погашение облигаций акционерного общества», что соответствует нормам ФЗ-208 «Об акционерных обществах» (п. 1 ст. 35), однако, не соответствует содержательному аспекту бухгалтерского учета, поскольку данная проводка, с одной стороны, увеличивает задолженность по выданным облигациям, с другой стороны - не отражает погашение задолженности. 6. Положение по бухгалтерскому учету " Расходы организаций". ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н. Данным положением установлено, что проценты по кредитам и займам учитываются в составе прочих расходов организации (п. 11 ПБУ 10/99). Ни один из действующих документов не устанавливает обязанность организации переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную.
|