Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эстетика
Гуманистические идеи обрели себя и в эстетике: в живописи, скульптуре, архитектуре и поэзии еще в ХIII - ХIV вв. Искусство Италии в этом смысле было колыбелью Возрождения. Одним из первых его провозвестников был живописец Джотто ди Бондоне (1226-1337 гг.) из Флоренции: и божественное, и человеческое как естественное. Он отверг неподвижность византийского искусства, пафос византийского экспрессионизма; представил святого человеком, полным сознания своего достоинства и нравственного авторитета; все поступки такого святого - не только чудеса, но достопамятные исторические события. Открывает объемное пространство.
Гуманистическим содержанием пронизаны поэзия и философия Франческо Петрарки (1304-1374 гг.): выражен идеал творческого уединения и гармонии человека и природы. Земные блага - это любовь к женщине, природа, поэзия, книги, размышления. Все они существуют для ощущения полноты собственного Я.
Высокий Ренессанс (ХIV-ХV ст.) в Италии ознаменован выдающейся личностью Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Этот гениально одаренный человек не получил классического образования, был по существу творцом самого себя. Он был начитан, знал идеи Архимеда и Евклида, как и идеи современников. Леонардо известен как художник, архитектор, скульптор, инженер, ученый, писатель и философ. Наука для Леонардо необходимо сопряжена с природой, о чем свидетельствуют его суждения в указанной книге. Он сосредоточен на природе, которая открывает свои тайны в опыте, " опыт - отец всякой достоверности", ибо, " все наше познание начинается с ощущений"; мудрость есть " дочь опыта". Практика - обязательное условие познания. Живопись Леонардо - это его мировозренческие и познавательные принципы, его отношение к природе, само его видение живописи как возможности наиболее наглядно представить научные принципы. Леонардо скрупулезно изучал анатомию тела, делал подробнейшие зарисовки и, опираясь на знания такого рода, находил наиболее точные и ограниченные линии рисунка. Он и здесь использовал математику: мысленно расчленял тело на части, находил геометрические аналоги и таким образом в итоге достигал точности изображения. Леонардо, таким образом, приближал искусство к науке; в его основе он видел природу, опыт, математику. Художник как бы сливался с природой, и в этом был смысл творчества. Иную эстетическую позицию занимал Микельанджело (1475 - 1564 гг.); он, напротив, стремился приблизить искусство к философии. В основе искусства, по его мнению, лежит нравственное чувство, духовность человека, связующая его с Творцом. Это видно в его знаменитых скульптурах " Давид", " Восставший раб", " Пьетта" и др., полных внутренних экспрессии и совершенства. Идее слияния искусства с природой Микельанджело противопоставил идею возвышения искусства над природой. В этой связи характерно его утверждение о том, что скульптура лучше живописи, так как она состоит в преодолении материи: скульптор отсекает " линию" материю, по мере того как из-под его рук вырисовываются контуры будущей статуи. Таким образом, эпоха Возрождения дала основные эстетические принципы искусства.
|