Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные принципы организации психодиагностического процессаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Основные принципы организации психодиагностического процесса Методические основы организации психодиагностического процесса Предварительная подготовка к психодиагностической процедуре Учет типологии исследовательских данных при подборе диагностических средств, обеспечение достоверности результатов диагностики Этические основы организации психодиагностики в условиях психологической практики Основные принципы организации психодиагностического процесса
Ряд исследователей формулируют и другие принципы психодиагностики. В частности, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова в 1988 г. применительно к разработанному ими инструменту ШТУР выдвинули " принцип коррекционности". Конечно, он не нов. Об этом в свое время писала и С. Я. Рубинштейн в известном практическом пособии 1970 г. издания, отмечая, что любая патопсихологическая методика при ее применении не только диагностирует (выявляет), но и формирует психологическую реальность. Происходит обучение испытуемого в пределах исследуемого круга явлений. С. Я. Рубинштейн не возводила эту частную особенность патопсихологических методик до уровня принципа. Но что такое " коррекция" в практической психологии? До сих пор этот вопрос остается открытым и дискуссионным. Можно сводить коррекцию к диагностике, как это определяет М. Степанова (2003). Только не стираются ли при этом границы между психодиагностикой и коррекционной работой? В известном смысле коррекционной работы в психологии не существует. Это термин из педагогического тезауруса. Есть понятие " коррекционно-воспитательная работа" как обязательный раздел (направление) деятельности специального учреждения для детей со специфическими образовательными потребностями. В практическую психологию дефиниция " коррекция" попала совершенно случайно. В большинстве случаев технологии коррекционной психологической работы либо копируют и фактически эрозируют известное диагностическое оборудование, делая его непригодным для дальнейшего использования, либо дублируют психотерапевтическую и консультативную работу. В здравоохранении имеется ряд врачебных специальностей без непосредственных лечебных функций: врачи-лаборанты, врачи-патологоанатомы, санитарные врачи, судебно-медицинские эксперты, врачи-рентгенологи. Они столь же необходимы и обязательны общественному здравоохранению и социальной медицине, как и психологи образованию. У представителей этих медицинских областей деятельности нет " комплекса страуса": " И петь не поет, и летать не летает, за что же народ его птицей считает? ". Они просто необходимы. По аналогии и функции психолога в системе образования не предусматривают непосредственного его участия в учебном или воспитательном процессе. Поэтому, коррекционная работа психолога - это только частный, а не один из основных видов его деятельности. Следовательно, поскольку частность не может возводиться до значения принципа, поэтому и понятие " коррекционность" не может быть принципом психодиагностики.
|