Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтология как философское учение о бытии






Онтология как философское учение о бытии

Движение как онтологический концепт

Пространство и время как онтологические концепты

Онтология как философское учение о бытии

По определениям философских словарей “Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека”; “Бытие – это философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир”; “Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще”.

Термин “бытие” был введен в философию древнегреческим философом Парменидом. Бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, либо оно есть все целиком, либо его нет; его не может, следовательно, быть больше или меньше, оно здесь и сейчас, оно не может быть завтра или вчера.

Выделяют четыре плана Бытия, формально образованных путем комбинаций критериев “видимое” и “умопостигаемое”, “невидимое” и “непостижимое”:

1) видимое и умопостигаемое – видимые вещи, явления (феномены), в своей совокупности образующие мир эмпирических фактов; то, что принято обозначать как “Природа”, и устойчивых фактов сознания;

2) видимое, но непостижимое – случайные явления (акциденции), единичности, не допускающие над собой применение логических операций интеллекта; “чистое” Искусство, “История”;

3) невидимое, но умопостигаемое – многие математические объекты, сущности вещей, которые невидимы, но познаваемы; то, что принадлежит сферам Сверх-Природного; то, чем занимаются этика и теология, допускающие возможности интеллектуально-нравственного озарения, но исключающие эмпирическую проверку своих умозаключений и откровений;

4) невидимое и непостижимое – такие “вещи” и их “сущности”, которые принципиально невидимы и непознаваемы, но, тем не менее, должны учитываться при рассмотрении видимых вещей и проявляемых из сокрытости сущностей; не допускают по отношению к себе как эмпирической проверки, так и однозначного логического объяснения: Свобода, Творчество, Любовь, Бог.

Выделяются четыре основные вида бытия:

1. бытие процессов природы, вещей

2. бытие человека

3. бытие процессов духовности, сознания

4. бытие социума, истории

Понятийный ряд онтологии:

Действительность и возможность. Категория действительность употребляется как противоположность возможности. В философском словаре сказано: “Возможность – объективная тенденция становления предмета, его возникновения. Действительность – объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности”. Так широко понимаемая действительность совпадает с бытием, как совокупностью всех вещей, явлений и процессов. Можно сказать, что действительность – это актуальное бытие, а возможность – это потенциальное бытие.

Реальность. Категория реальность употребляется в разных смыслах. Это “всё существующее вообще (в этом значении понятие реальности приближается к понятию бытия); объективный мир (в том числе и мир человеческого духа, субъективно-объективный мир культуры), существующий независимо от человеческой воли и представлений; действительность (как актуальное бытие)”. Категория реальность может употребляться и как синоним бытия, и как синоним сущего, и как синоним действительности, а в рамках диалектического материализма – как синоним материи.

Объективная реальность представляет собой систему природы и социальных связей

Субъективная реальность – это продукт деятельности человека, его высокоразвитого мозга. К субъективной реальности относятся мысли, понятия, мнения, предрассудки, образы, научные и ненаучные знания. Объективная и субъективная реальность глубоко связаны и влияют друг на друга.

Сущность и существование. В истории философии категория существование употреблялась в паре с категорией сущность. Сущность (эссенция) – это внутреннее содержание предмета, вещи и постигается разумом. Существование (экзистенция) – выражает его внешнее бытие и постигается в опыте.

Субстанция (лат substantia – сущность) может определяться как объективная реальность; как предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие свойств к чему-то постоянному, относительно устойчиивому и самостоятельно существующему. В философии Субстанция интерпретировалась как сущностное свойство, как основание изменений предмета.

Субстрат (лат. substratum – основа) – общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса.

Материя. В диалектическом материализме категория субстанции почти не используется. Место субстанции занимает категория материи. Диалектический материализм продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях он рассматривает под углом зрения их материального единства. В недиалектическом домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, из которой возникают и в которую исчезают конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление о субстанциальности материи, рассматривая её как бесконечно развивающееся многообразие конкретных объектов, через них, а не наряду с ними. В любом не очень новом учебнике философии или словаре есть ленинское определение материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”.

В основе современных научных представлений о строении материального мира лежит идея его сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен как определённая организация молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и связей между ними. Атом также представляет собой системное целое – состоит из ядра и электронных оболочек. Ядра сложных атомов образованы из взаимодействующих протонов и нейтронов, в которых можно выделить специфические элементы – кварки.

Изучая живую природу мы также сталкиваемся с системной организацией материи. Сложными системами являются как клетка, так и построенные из клеток организмы; целостную систему представляет собой вся сфера жизни на Земле – биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроорганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобразующей деятельностью.

Проблематика онтологии:

Постижение бытия. Постижение бытия происходит на основе различных форм социального опыта, чувственного, рационального, эстетического и.т.д. Все формы опыта качественно специфичны. Все формы опыта не сводимы друг к другу. Все формы опыта органически взаимосвязаны между собой. Их нужно рассматривать в целостности.

ФОРМЫ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ:

- научное

- философское

- религиозное

- нравственное

- мифологическое

- художественное

1. Научная рациональность базируется на объективных формах и строгих логических документов. Она свободна от ценностных элементов и личных качеств исследования.

2. Религиозное постижение мира. Суть мистического мироощущения (опыта) сводится к представлению о двойственности мира. За привычным, каждодневным признается иное сверхъестественное бытие. Стремление вступить в земной контакт с ним. Мистика является основой всех религий. Под мистикой понимается тип религий, который подчеркивает непосредственное общение с богом. Мистическое постижение бытия основано на откровении. Суть последнего заключается в том что некоторые люди в особом сознании якобы говорят от лица бога. Бог открывает человеку тайны мира и человек должен в это верить. Человек, осуществивший мистический опыт оказывается не в состоянии изложить и описать собственные ощущения. Иначе говоря мистический опыт невыразим и специфичен.

3. Художественно образная форма постижения действительности требует особых средств постижения: чувственных и рациональных. Художественное творчество связано с вдохновением. Художник приходит к своим идеям неким таинственным образом. Искусство это нерациональная форма постижения бытия.

Небытие. Понимание любой философской категории становится полным, если ясно осознаётся ей противоположная. Для бытия такой противоположной категорией является небытие: это негативное отсутствие бытия; источник бытия; ничто; пустота; Тартар.

Инобытие. Трансцендентное, запредельное бытие; иной мир, «иное царство».

Главной проблемой для онтологии XIX в. становится проблема развития

природы, становления мира в целом, закономерностей и движущих сил этого процесса.

Основные уровни организации определяются характером взаимодействия противоположных начал бытия.

1. Устойчивое равновесие – мир механических объектов.

2. Одна из противоположностей преобладает над другой – химически

активные объекты, мир химических реакций.

3. Подвижное равновесие, которое все время нарушается и восстанавливается

– биологический мир, живые организмы.

Это три ступени отношения противоположностей, три этапа в развитии

природы - механический, химический и органический. Высшей целью развития природы является возникновение разума.

 

Изменение, происходящее с объектами может носить как качественный, так и количественный характер.

Количественное – это изменение, высших параметров объекта, качественное – изменение его сущности. Развитие – это качественное изменение, но

происходит оно всегда на основе количественных изменений. Когда

количественное изменение превышает некий предел – меру, происходит качественный скачок. В основе развития объекта всегда лежит некое внутреннее противоречие, в этом объекте заключенное. В процессе развития объекта каждая последующая ступень отрицает предыдущую.

Отрицание является важным элементом развития. Каждая ступень в развитии будет отрицанием предыдущего состояния и будет в свою очередь отрицаться последующим состоянием, так что развитие в целом можно называть отрицанием отрицания.

Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех

основных постулатах:

1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.

2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-следственные связи.

3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства: масса, плотность и протяженность.

Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в близости познания природы к свершению. Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ века.

1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других

опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его

строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных

неделимых частиц.

2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле, которое впоследствии рассматривалось как особая физическая

реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и

поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть

единственным и главным видом реальности.

3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности

показала в частности относительность основных механических свойств.

4.Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический характер природных закономерностей.

Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались

опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»

В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий

«субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм - успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить правильную и достоверную картину мира вообще.

Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность

договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного периода.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал