![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Веществом, энергией и информацией.
Для них характерны разнообразие, неустойчивости эволюции, нелинейные соотношения, процессы самоорганизации. Для описания их поведения используется синергетический подход. Оказалось, что нелинейность присуща не только чисто физическим процессам, но и большинству другим (и возможно в большей степени другим) – Биологическим, психологическим, социальным, экологическим, демографическим, политическим, экономическим и др. В т.н. синергетической картине мира с единых позиций можно объяснить большинство глобальных процессов, используя нелинейность связей в различных моделях и системах. Методы синергетики позволяют прогнозировать эволюции систем различной природы через процессы самоорганизации материи. Понятия бифуркаций, возникновения новых упорядоченных структур из хаоса и возможность управления процессами через малые управляющие параметры дают возможность более адекватно рассматривать природу самых разнообразных явлений, а в социально-экономических проблемах принимать правильные решения. Новые структуры возникают в точках бифуркации, когда еще не ясно, куда будет двигаться система, но тенденцию можно спрогнозировать. Даже само научное знание развивается так же, как открытая система, - по законам самоорганизации. Современное естествознание рассматривает мир как процесс и в синергетической картине мира он представляется глобальной иерархической самоорганизующейся системой. Жизнь природы, Земли, Вселенной, физическая и духовная жизнь человека, жизнь и эволюция общества – все подчинено единым фундаментальным законам природы. Человек всегда пытался определить эту глобальную взаимосвязь всего со всеми и понять свое место, роль и предназначение в мире. Развитие науки, прежде всего, физики как способа познания, позволило построить некие модели – системы понимания и описания картины мира на основе существующего знания. На разных этапах развития человечества были остроены: механической картины мира (МКМ), электродинамической картины мира (ЭДКМ), квантово-механической (КММ), теперь синергетической картин мира (СМ). Это отражает лишь бесконечный процесс познания и приближения к единой эволюционной картине мира (ЭКМ) и показывает «вечную» принципиальную незавершенность научной картины мира (НКМ). В свое время механический взгляд, создавший рациональный метод, объяснил мир, но отделил человека и Бога от существующего мира. Т.н. лапласовский детерминизм выделил естественные науки и общего холистического понимания всего сущего. Физика отделилась от гуманитарного знания, но последующее проникновение в природу вещей на основе естественных наук позволило увидеть лишь сложность и неопознанность мира. Оказалось на фундаментальном уровне природа едина, все грани в ней условны и только лишь отражают последовательное приближение коллективного разума человечества к познанию мира. Н.Н. Моисеев писал: «… материя познает себя, когда ей присущ Разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие». Единство всего сущего должно обуславливать сближение и взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию мира. Поэтому возрастают роль нелогической компоненты мышления в познании, влияние интуитивных, близких художественному творчеству приемов в познания Истины. В современной картине мира должным быть науке как основе взаимопонимания. Искусству – основой мировосприятия, а их «нелинейной сумме» - основой гармонического восприятия всего мира, человеческого ощущения. Целостный взгляд на мир, общество, жизнь позволит человечеству в XXI разумно решать глобальные проблемы. Но не следует забывать: «то, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим» (Е. Лец), а также предостережение С. Хокинга: «Предположение, что законы физики, открытые и изученные в лаборатории, будут справедливы в других точках пространственно-временного континуума, безусловно, очень смелая экстраполяция». И все же согласимся с А. Эйнштейном, что «самое удивительное в природе это то, что мы можем ее понять». И «наша первейшая задача – научиться слушать природу, чтобы понять ее язык» (И. Тамм).
Приложение 3.1
|